#К350летиюПётраI  Rodina.jpg

tPT33U4OEyk_1.jpg
              2022 год пройдет под знаком 350-летия со дня рождения Петра I.

    Предлагаем вашему вниманию материалы, посвящённые этому историческому деятелю.


                     Почему Пётр Первый запретил судиться за оскорбления?

      Среди многочисленных новаций монарха-реформатора, о которых рассказывают исторические журналы, одним из самых любопытных выглядит указ 1700 года: стремясь к справедливости, Петр четко указал боярам, по какому поводу не следует подавать иски о бесчестье.В допетровской России знать (и не только она) постоянно подавала в суд на людей попроще за «бесчестье. К ним относятся: ложное обвинение во взятке, неправедное решение дела, поклеп, наконец, просто словесное оскорбление «непригожими словами».
        Например, назвал кто-то боярина «дураком» или намекнул на его не княжеское, «подлое» происхождение, тут же поступал в суд иск на обидчика. Суд приговаривал последнего к телесному наказанию, битью батогами или плетьми, денежному штрафу или же «выдавал головою» на усмотрение пострадавшего, который получал право решать самостоятельно, каким образом наказать осужденного.

       Система штрафов и наказаний за бесчестье была закреплена в Соборном Уложении 1649 г. В нем в первой же главе, прежде всего защищалась честь Христа, девы Марии, Церкви. «Возложивший хулу» на Бога, Богородицу, честной крест, святых угодников приговаривался к смертной казни через сожжение. Также пространство церковного храма наделялось своей сакральной честью, поэтому человек, «обесчестивший словом» другого человека во время церковной службы, нес двойное наказание: помимо оплаты за бесчестие пострадавшему он должен был месяц просидеть в тюрьме за «церковное бесчинство».

       По той же схеме охранялась законом царская честь и честь царского двора во второй и третьей главах Соборного Уложения. Посягательство на здоровье и честь государя карались смертной казнью, а словесные оскорбления в присутствии монарха другому лицу—тюремным заключением, только уже не на месяц…

        В свою очередь, если церковные иерархи бесчестили словом бояр, окольничих и думных людей, то они платили пострадавшему в виде компенсации сумму, равную его окладу. Эта система соотношения чинов и санов оскорбленных и оскорбивших охватывала все социальные слои, постепенно снижая сумму штрафа или ужесточая телесные наказания.Семнадцать статей от царя
        К началу XVIII столетия число судебных дел по бесчестию, вероятно, чрезвычайно возросло еще и потому, что местничество (распределение должностей по знатности рода) было отменено указом 1682 г. У знати оставалось теперь только право подавать иски в бесчестье. Возможно, именно это и вызвало указ Петра I, запрещавший подавать такие иски.Указ замечателен сразу по нескольким причинам.
        Во-первых, он показывает, насколько российская судебная система была завалена исками о бесчестье, поданными по самым пустяковым поводам.
        Во-вторых, набор примеров «оскорблений», которым будет отказано в качестве исковых, наверняка был сделан самим царем, любившим вникать в подобные дела самостоятельно, либо по его указанию. В связи с этим особенно интересно, какие именно «непригожие слова» посчитал Петр Великий и его сподвижники неоскорбительными и не дающими права подавать иски.
На первом месте стоит типичное выражение—«вольно тебе лаять». Как известно, «лаем» в средневековой России называли брань, сквернословие в адрес кого-либо. Эта статья направлена на исключение ругани из арсенала исков.
На втором месте самое распространенное ругательное слово—«дурак», но в паре с ним упомянуто малоизвестное сегодня обзывание— «шпынок», калька с польского языка, синоним слова «вор».
       Далее следуют выражения, явно намекающие на низкое происхождение того, кому они адресованы: «Из-под печки тебя вытащили» и «не Воротынской де ты». Последний пример явно взят из конкретного судебного дела, поскольку фамилия князей Воротынских не была общепринятым стандартом княжеской чести, как, к примеру, было с фамилией князя Пожарского, вошедшей даже в сборник пословиц XVII столетия: «По милости по царской и сам себе Пожарской».
       Далее в указе были перечислены типичные и часто употребляемые в разговорной речи бранные обороты, типа «лаптем щи хлебал» и тому подобное. А завершали указ обвинения, связанные с некими действиями или угрозами,—чуть было не удавил, мучил, разорил. Последняя статья касалась иностранцев, которые, по-видимому, включились в традицию сутяжничества.


«Знатное дворянство по годности считать...» 
Деятельность Петра Великого по реформированию русского общественного менталитета включала и борьбу с пережитками местничества в «Табели о рангах» 1722 г. Попытки превратить чванливых родовитых бояр в «сынов Отечества», честно и самоотверженно работающих на «общую всенародную пользу» и «общее благо», предпринимались монархом постоянно на всем протяжении его правления. Да и свою собственную деятельность, как известно, он оформлял как закономерное и заслуженное истинным трудом продвижение по службе «бомбардира» и «капитана» Петра Михайлова.

     Когда была введена «Табель о рангах», в которой службу всем без исключения следовало начинать с низших чинов, Сенат в 1724 г. запросил у императора разъяснений, а кого же считать в этой новой системе «знатным дворянством»: «кто более 100 дворов имеют» или по рангам?»
     Замечательны слова, которыми ответил на этот запрос Петр: «Знатное дворянство по годности считать», то есть по годности к служению Отечеству.
Эта емкая формулировка говорит сама за себя: императора раздражали «тунеядцы и нахалы», требующие сверхмерного почитания.
      Об этом говорилось и в «Табели о рангах»: «Кто выше своего ранга будет почести себе требовать, или сам место возьмет, выше данного ему ранга; тому за каждый случай платить штрафу два месяца жалования..., дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».Именно в русле подобной политики и следует воспринимать и интерпретировать петровский указ об отказе в бесчестьи 1700 года. Впрочем, хотя тяжбы попали под запрет, бюрократия во все времена была неистребима, и решать дела еще долго продолжали по-прежнему, как было учреждено в Соборном Уложении 1649 г. (этот свод законов действовал в Российской империи до начала XIX в.), то есть денежным штрафом, который зависел от социального положения и того, кто оскорбил и самого оскорбленного.

Приведены фрагменты статьи "Пусть хоть шпынком назовут!" Людмилы Чёрной, доктора исторических наук.
Полностью статью можно изучить в журнале "Родина"№1/2022г., который хранится в читальном зале центральной библиотеки п.Никель

Подготовила Перепалова О.М., библиотекарь отдела методики, библиографии и информации.