По страницам былин

Указатель

Содержание

1.         Вступление..…………………………………………………..с. 3-4

2.         Русский былинный эпос………………………….………..…с. 4-10

3.       Список литературы используемой для подготовки указателя..с. 10

4.         Былины. Исцеление Ильи Муромца………...………….с. 11-12

5.         Список литературы……………………………………....с. 12-16

6.         Список статей из периодических изданий……......……с. 16-17          

7.         Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина….........с. 17-19

В указателе представлены книги и статьи из фонда МБКПУ «Печенгское МБО», ссылки на Интернет-ресурсы.

Указатель содержит рекомендательный список книг изданных расположенных в алфавитном порядке с указанием места хранения.

Список статей включает публикации из периодических изданий с 2012 года по январь 2022. Статьи расположены в обратнохронологическом порядке.

Предлагаем воспользоваться услугами удалённых читальных залов Президентской библиотеки в центральной библиотеке пгт Никеля и библиотеки РОСТа г. Заполярный (городская библиотека-филиал № 1).

В списке приняты следующие сокращения и обозначения библиотек:

ЦБ, Кх, Аб – центральная библиотека пгт Никель            

1 - ф. № 1 г. Заполярный                                      

3 - ф. № 3 г. Заполярный                                      

4 - ф. № 4 п. Печенга                                            

6 - ф. № 6 п. Корзуново

7 - ф. № 7 п. Лиинахамари                                                              

8 - ф. № 8 п. Спутник                                          

9 - ф. № 9 пгт Никель                                            

10 - ф. № 10 п. Печенга, 19-й км

ЦДБ - Центральная детская библиотека пгт Никель

Рекомендуется для использования всем категориям читателей.

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство,

то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронёс через столетия…

В народе не сможет сохраниться то искусство, которое не представляет ценности…»                                                                                                                                                            

Б. М. Неменский

2022 год объявлен в России годом народного искусства и нематериального культурного наследия. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ".

Нематериальное культурное наследие в образах народного искусства, бережно сохраняемое, воссоздаваемое и передаваемое от поколения к поколению, формирует у представителей разных народов чувство самобытности и преемственности, отражает культурный код и дух каждого народа.

«Нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.

Это наследие проявляется в таких областях, как:

- устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

- исполнительские искусства;

- обычаи, обряды, празднества;

- знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

- знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества, которые можно разделить на две основные составляющие:

- материальное или декоративно-прикладное искусство, к наиболее распространенным видам которого относятся: плетение, ткачество, резьба, роспись, вышивание, художественная обработка металла.

- фольклор или устное народное творчество, проявляющееся в формах песен, танцев, сказок, легенд, мифов, былин, эпоса, частушек, анекдотов и стихов.

           Рассмотрим русский былинный эпос, как объект нематериального культурного наследия.

Русский былинный эпос

Среди разнообразных по содержанию и форме произведений русского песенного фольклора выделяется группа песен, которые принято называть былинами. Термин «былина» получил распространение в русской науке с 50-60-х годов XIX века. В народе, среди создателей и хранителей этих песен, слово «былина» не употреблялось, певцы называли эти песни старинами, старинками. Лишь отдельные сказители восприняли от собирателей фольклора слово «былина» и изредка пользовались им.

Былины - произведения песенные. В этом их коренное отличие от сказок, с которыми они связаны иногда по содержанию.

Характерным признаком былинной формы является развернутый сюжет, большое повествование; поэтому былины, как правило, значительны по своему объему: обычно они насчитывают несколько сот стихов.

Былинам свойственны величие содержания, грандиозность, монументальность образов, героический пафос. Центральное место среди былин занимают песни о богатырях и их героических подвигах, а также песни сказочно-фантастического содержания. Уже самое предварительное знакомство с былинами показывает, что они принадлежат глубокой старине. Реально-историческая основа их - это действительность Руси X-XVI веков, а нередко и более ранних эпох.

Науке известно около ста былинных сюжетов. В своей совокупности вся масса былин объединяется понятием народный героический эпос.

Знакомясь с былинами, мы сразу же оказываемся в каком-то особом мире, не похожем ни на ту действительность, которая окружает нас, ни на ту историческую действительность, которая воссоздана наукой на основании различных исторических, источников. Эпос не оторван от действительности и не противопоставлен ей; эпос отражает жизнь. Но тот мир, с которым мы сталкиваемся в былинах, не есть «натуральное», эмпирически достоверное отображение жизни: он представляет собою художественно преображенную, поэтически воссозданную действительность — сплав реального и фантастического, «правды» и яркого вымысла.

Что же представляет собой эпический мир, в который вводят нас былины? В его изображении причудливо соединяются самые фантастические представления, подчас очень древнего характера, с историческими впечатлениями русского средневековья и, частично, более поздних эпох. При этом мир фантастический (или полуфантастический) и мир реально-исторический предстают как одинаково достоверные; оба эти мира в былинах взаимосвязаны и непрерывно общаются между собой. Мир реальный - это Русская земля. Русь неизменно является основной ареной происходящих событий в большинстве былин. Действие совершается чаще всего вокруг Киева или Новгорода, но часто называются и другие города: Чернигов, Ростов, Муром, Галич, Рязань; среди рек чаще всего упоминаются Днепр, Волхов, Дунай. Уже этот перечень географических названий показывает, что в былинах изображается домосковская Русь, Русь X-XIV веков. Русские города и Русская земля в целом даются в эпосе предельно сжато, но вполне достоверно. Здесь нет развернутых картинных описаний, но в ходе повествования перед нами открываются отдельные конкретные реалии, воссоздающие обстановку старой русской жизни: княжеские терема и церкви в Киеве, торговые ряды в Новгороде, мосты через Волхов, суда на Ильмень-озере; города, окруженные стенами, в углах которых построены башни, и т. д. Не знают былины и пейзажных описаний, но они воссоздают вполне определенный образ Русской земли. Этот образ, при всей его лаконичности и обобщенности, производит большое художественное впечатление. Эпос пронизывает ощущение неизмеримости просторов Русской земли, безбрежности её полей, нескончаемости её дорог, обилия дремучих лесов и широких рек.

Русь в былинах окружена множеством других земель. В изображении их соединяется действительность с фантастикой, какие-то (самые общие) реальные исторические и географические представления переплетены с типичными для средневековья представлениями о чудесных странах. Наименования земель в былинах нередко чисто условны, с этими наименованиями далеко не всегда связано реальное содержание. Иногда былина ставит в одном ряду земли, очень далекие одна от другой. Например, Дюк Степанович выезжает

Из славного города из Галича,

Из Волынь-земли богатыя,

Из той Карелы из- упрямыя,

Из той Индии богатыя...

Когда мы находим в былинах такие названия, как земля Индийская, Литовская, Половецкая, Карела и т. п., мы не должны думать, что речь идет обязательно об исторической Индии или об исторической Литве. Характерно, что когда герой попадает в какую-нибудь из этих стран, он неизменно встречается там ... с татарами. В образе чужой земли, как бы она ни называлась в каждом отдельном случае, предстает обычно государство, враждебное Руси. Естественно, что это Государство находится под властью татар: весь русский эпос проникнут идеей борьбы с татарами.

В образе чужой земли, как бы она ни называлась в каждом отдельном случае, предстает обычно государство, враждебное Руси. Естественно, что это Государство находится под властью татар: весь русский эпос проникнут идеей борьбы с татарами. Другие народы в былинах упоминаются очень редко, и в этих упоминаниях много неясного, реальное смыкается с нереальным (чукщи и калмыки, алдетрры и черкесы, сорочины и т. д.).

Герои эпоса с народами чужих земель, по существу, не соприкасаются, они неизменно сталкиваются с их правителями и вступают с ними в борьбу как с врагами Русской земли.

Конкретные пространственные представления в былинах отсутствуют: где и как далеко расположена та или иная земля, в каком направлении к ней надо добираться, как велика она, - всего этого эпос, как правило, не знает. Но герой никогда не затрудняется выбором пути: пространства, отделяющие искомую землю от Руси, он преодолевает со сказочной быстротой и легкостью.

Все сюжеты эпоса связаны с действительностью и отражают её, но эти формы отражения глубоко своеобразны, так как обусловлены определенным художественным мышлением. Главным содержанием эпоса является борьба народа с теми силами, которые враждебны ему, которые олицетворяют старое, отживающее, которые угрожают его нормальной жизни. Но народа в прямом смысле в былинах нет; нет здесь и реалистических образов представителей различных слоев народа. Сила народа, его героизм, его исторические функции воплощены в образах богатырей, в богатырских подвигах. Что касается враждебных сил, то они в былинах представлены различно. В ряде случаев - это чудовища, фантастические существа (Идолище, Тугарин, Змей, Соловей-разбойник); в других случаях это вражеские, чаще всего татарские, цари и царевичи, короли и королевичи, окруженные полчищами воинов. Борьба против иноземных захватчиков изображается в былинах как поединок богатыря с несметными татарскими полчищами. Картины уничтожения татар в былинах целиком фантастичны.

Если обратиться к сюжетам, в которых нет воинского содержания, то и в них можно обнаружить немало условного и фантастического. Содержанием ряда былин является женитьба героя, и совершается эта женитьба всегда необыкновенно. Соловей Будимирович приезжает в Киев издалека; под окнами племянницы князя Владимира Забавы Путятичны он строит в одну ночь сказочный дворец. Дунай побеждает встретившуюся ему в поле богатыршу, силой доказывает свое превосходство над ней, И она становится его женой. Михаил Потык и Иван Годинович женятся на колдуньях - представительницах иного, неземного мира. Садко женится в морском царстве на девушке, которая, по-видимому, олицетворяет реку Волхов. Очевидно, что в этих и в других сходных эпических историях далеко не все «выдумано»: они отражают, с одной стороны, древние мифологические представления, а с другой - воспоминания о формах брака в родовом обществе.

Нередко развитие сюжета определяется тем, что окружающие героя персонажи эпически наивны и простодушны. Жена Ставра, чтобы выручить своего мужа, является в Киев под видом жениха или татарского посла. Князь Владимир ни о чем не подозревает, но его племянница (либо сама княгиня) догадывается, что приехавший «жених» - женщина. Князь Владимир пытается установить, кто же перед ним - мужчина или женщина; средства, к которым он прибегает при этом, допустимы только в эпосе или в сказке (см. былину о Ставре Годиновиче). Весь сюжет строится на том, как жена Ставра ловко отражает все попытки князя Владимира узнать правду и одурачивает его.

Вообще люди в былинах ведут себя далеко не так, как в жизни. Им присущи необычные поступки, необычные реакции на происходящее вокруг них. Садко, чтобы спасти свои корабли от бури, опускается в морское царство; князь Владимир, накинув на одно плечо шубу, бежит в кабак, чтобы просить Ваську-пьяницу помочь спасти Киев от татар; на пир к князю Владимиру может явиться кто угодно, и каждый получит место за столом соответственно своему званию.

В сюжетах былин, своеобразных, не всегда легко разъяснимых в целом или в каких-то своих частях, заключено глубокое обобщение тех или иных явлений жизни. Глубокое своеобразие эпоса как специфической формы искусства проявляется в изображении людей. И здесь действительное и фантастическое, реальное и условное неразделимы. Очень ясно можно увидеть эти особенности на центральных образах русского эпоса - образах богатырей. Богатыри наделены колоссальной внешней силой, в которой как бы сконцентрирована «гигантская сила коллектива». Богатырь обычно вооружен палицей весом в сорок, в девяносто пудов; его лук с трудом несут десятки людей; он пьет вино ведрами; он один способен уничтожить несметные вражеские силы; сошку, которой пашет Микула Селянинович, не в силах поднять вся дружина Вольги; Святогор так тяжел, что его не держит земля; Илья Муромец ощущает в себе силу, достаточную для того, чтобы повернуть землю. Можно было бы думать, что герои, наделенные такими физическими качествами, должны выглядеть, как чудовища, и мало походить на обыкновенных людей. Между тем это совсем не так. Богатырской силой владеют в былинах самые нормальные люди, мало чем отличающиеся внешне от окружающих. Эту особенность русского эпоса тонко уловил художник В. Васнецов, давший вполне реалистические изображения богатырей.

Но для эпоса никакого несоответствия между внешней обыкновенностью богатыря и грандиозностью его силы нет. В эпосе внешне необычны, чудовищны, фантастичны образы врагов. Соловей-разбойник сидит на семи дубах; у Идолища голова - как пивной котел, руки - как граблища; Тугарин обладает крыльями и может летать; наконец, эпос знает образ летающего змея, который, однако, разговаривает человеческим языком и совершает человеческие поступки. Когда богатырь оказывается рядом с одним из этих чудовищ, он выглядит маленьким и беспомощным. Но именно он одерживает победу, и победа эта, на первый взгляд неожиданная, вытекает из всей концепции эпоса: человеческое в былинах всегда торжествует над всем, что чуждо и враждебно людям.

Внутренний облик богатырей, психологическое содержание их образов, как и их внешность, характеризуются подлинной человечностью. Но эпос по-своему, не так, как другие виды искусства, изображает этот внутренний мир людей, раскрывает их переживания и чувства. Характеры героев проявляются в поступках, в действиях, а не в лирическом самораскрытии и не в пространных психологических характеристиках от третьего лица. Глубочайшая человечность эпоса проявляется в том, что поток разнообразных страстей, сплетение противоречивых чувств, резкие столкновения характеров передаются в предельно сдержанной форме.

Поступки героев в былинах естественно вытекают из их отношения к происходящему, они обусловлены жизненными обстоятельствами и психологическими состояниями. Но эпос всегда повествует о поступках, о действиях и далеко не всегда раскрывает их жизненную и психологическую первооснову. Герои часто не объясняют, почему они поступают именно так, а не иначе (и это не всегда ясно из самого повествования), однако упорно стремятся к намеченной цели.

В былине «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Богатырь оказывается на распутье трех дорог: одна сулит ему богатство, другая — женитьбу, третья — смерть. Илья без промедления едет по той дороге, где ему «убиту быть», и побеждает Соловья-разбойника. За этим эпизодом мы ощущаем огромное обобщение, связанное с переломом в мировоззрении народа. Герой разрушает старые понятия о неизбежности исполнения предсказанного; своими действиями он утверждает, что победа возможна и неизбежна вопреки роковым предначертаниям.

           Любой былинный герой - носитель определенных народных представлений - всегда персонаж ярко индивидуальный. В одних и тех же ситуациях различные персонажи ведут себя по-разному, в соответствии с присущими им особенностями характера. Там, где Алеша Попович действует грубо и неумело, Добрыня Никитич проявляет обходительность, вежество; там, где другие богатыри отступают перед превосходящими их силой противниками, Илья Муромец решительно вступает в борьбу и наносит им поражение. Только самому поверхностному наблюдателю герои эпоса могут показаться на одно лицо. На самом деле каждый из них своеобразен и неповторим, хотя многое их роднит друг с другом.

В передаче подробностей «биографии» героев, обстоятельств их жизни есть также много своеобразного, встречающегося только в эпосе (или в сказках). Многое здесь относится к области необычайного, прямо чудесного. Так, с помощью чуда получает силу Илья Муромец. Согласно одному сюжету, здоровье и сила приходят к нему, через питье, которое подносят ему странники («Исцеление Ильи Муромца»), По другому сюжету - Илье передает силу умирающий Святогор. У Самсона-Святогора сила заключена в волосах. Илья Муромец знает, что смерть ему в бою «не писана». Некоторые герои вырастают и обретают силу с необычайной быстротой: к пятнадцати годам Волх Всеславьевич становится могучим богатырем. Волх же рождается чудесным образом - от лютого змея; в момент его рождения дрожит земля, трепетом охвачена вся природа. Богатыри иногда обладают особой силой видения - их нельзя обмануть или погубить с помощью обмана. Таков, например, Илья Муромец, разгадывающий козни царевны-колдуньи («Три поездки Ильи»), Богатыри редко погибают, и смерть их всегда трагична и величественна; из их крови образуются реки («Дунай», «Сухман»).

Возраст богатырей, всегда устойчивый, по существу очень условен. Он столь же неизменен и постоянен, как и многие другие «общие места» эпоса. Илья Муромец всегда описывается как «старый богатырь», «старый казак». Таким он выступает уже в былине о Соловье-разбойнике, хотя в былине, предшествующей ей сюжетно – об исцелении, ему только тридцать три года. Напротив, Добрыня всегда фигурирует с эпитетом «молодой», молодым он остается (как и его жена Настасья), когда возвращается домой после двенадцатилетней отлучки «Добрыня, его жена и Алеша»). Заметим здесь, что Добрынин по возвращении никто не узнает дома, даже мать. Момент неузнавания обычен в былинах, - и даже в ситуациях, где нет такого большого перерыва во времени. Не узнает, например, Алешу его слуга Еким, хотя они только что перед этим расстались. Очевидно, что перед нами еще одна «загадка» эпоса.

Итак, былинные герои, будучи самыми обыкновенными людьми, в то же время во многом необыкновенны. Очевидно, в образах богатырей отложились весьма архаичные представления о героях, которые наделены через посредство чудесных сил особыми качествами.

Но русский эпос принадлежит эпохе классового общества и государства, поэтому его герои, генезис которых подчас связан с древними мировоззренческими истоками, действуют в исторической обстановке. Их «биографии», их подвиги связаны с жизнью государства. Рядом с чертами архаичными, рядом с чертами общечеловеческими в них очень сильно выявлены черты исторических героев, живущих в определенных социальных условиях. Отсюда — многие богатыри связаны в своем происхождении с определенными местами, хорошо известными древней Руси: Илья родом из города Мурома, из села Карачарова; Добрыня — из Рязани; Алеша — из Ростова; Дюк — из Галича; Васька Буслаев — из Новгорода и т. д. Быть может, в этих приурочениях есть следы того, что данные герои были когда-то местными, племенными героями и в определенных условиях стали героями общенародными. Но главное, в чем выразился «историзм» образов богатырей, - это в том, что деятельность их оказалась связанной органически с историческими центрами древней Руси. Как бы ни были архаичны по своим истокам образы Садко или Васьки Буслаева, их невозможно уже представить вне Новгорода, вне своеобразной общественной и бытовой жизни этого города. К каким бы древним основам ни возводили мы образы Ильи Муромца или Добрыни Никитича, но герои эти принадлежат Киеву и эпохе борьбы с татарским нашествием. Сложность, своеобразное художественное богатство образов русских богатырей определяется тем, что они слагались, формировались как законченные и монументальные обобщения в течение не только ряда веков, но и нескольких общественных формаций, прежде всего – эпохи первобытно-общинного строя и эпохи феодализма. Художественное развитие этих образов не завершилось полностью в условиях русского средневековья, но захватило и более поздние периоды народной жизни.

В истории эпоса любого народа есть периоды его рождения, подъема, наивысшего расцвета и постепенного угасания. Периоды эти исторически обусловлены, они связаны с особенностями общественного развития народа, с изменениями в укладе его жизни, в быту, в сознании и культуре.

Рано или поздно наступает время, когда условия жизни народа больше не способствуют созданию нового эпоса и не поддерживают интенсивного существования эпоса, ранее созданного. Эпические песни, возникшие в прошлом, еще некоторое время живут в народе, их помнят и передают из поколения в поколение. Но постепенно они забываются, и эпос, как живая устная форма народного искусства, исчезает. Но он не исчезает как явление культуры. Записанные и изданные учеными, воспринятые и обработанные писателями, переосмысленные композиторами, художниками, произведения народного эпоса - целыми сюжетами, отдельными частями, образами, мотивами, идеями - вливаются в национальную культуру народа, усваиваются ею, становятся её нераздельной частью. Так эпос народа обретает новую жизнь, становится бессмертным.

Русский эпос изучали писатели, и многие мотивы и образы его по-новому ожили на страницах романов, поэм, повестей.

Эпос - в единстве его поэтических и музыкальных образов - вдохновлял композиторов. И если былины не будут звучать в устном исполнении сказителей, то эпос вечно будет звучать в «Богатырской симфонии» Бородина или в «Фантазии на темы Рябинина» Аренского.

Но влияние былин на различные стороны русской культуры не может быть сведено к прямому использованию их писателями, композиторами, художниками. Оно неизмеримо шире и глубже. Былины - наше национальное достояние. Уже многие поколения русских людей не знают, что значит былина в её живом, непосредственном исполнении. Они знают былину по книге, по литературным, сценическим, музыкальным обработкам. Былинные герои им близки и дороги, идеи былин понятны и волнующи.

Так эпос, влившись в могучее русло единой национальной культуры и обогатив её, сам преображённый и обогащённый, вновь возвращается народу.

Список литературы используемой при составлении указателя

Былины / автор вступительной статьи, автор примечаний, составитель Б. Н. Путилов. - 2-е изд. - Ленинград: Советский писатель, 1957. - 486 с.: ил. - (Библиотека поэта. Большая серия).

БЫЛИНЫ

ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА

Как во том ле было прежде городе Муроме,

Кабы жил, кабы был тут нонь стар казак,

Кабы стар, пишут, казак Илья Муромец.

Он сидел-то на печеньке-то тридцать лет,

Не имел при себе он как ведь рук ле, ног.

Как ушли его нонь отец ле, нонче матушка,

Он остался на печке на муравленке,

Как пришли ле тут две калеки нонь убогие,

Как зашли нонче к ему, богу помолилися,

Говорят, они старому Илье Муромцу:

«Ох ты ой еси, старыя Илья Муромец!

Ты ставай-ко нонче с печеньки муравленой».

Говорит на то старой им, ответ дёржит:

«Ох вы ой еси, как »люди нонь крещеные!

Я сидю нонче на печеньке земляноей, право,

Я невного нонь, немало — ровно тридцать лет».

Говорят, ему калеки во второй након:

«Ты отведай-ко, ставай нонче как с печи-то то».

Кабы стал нонче их ле, право, слушаться,

Он змахнул нонче своима рукамы белыма,

Шевелить как стал ногами нонче резвыма.

Говорят ему калеки таковы слова:

«Слезывай ты нонче с печки земляной, право».

Он как стал нонче слеэыват.ь, право, со печеньки,

Как задействовали его руки белые,

Заслужили как его нонь ноги резвые.

Как говорят ему калеки нонь прохожие:

«Ты возьми как ведро нонче водяное,

Ты поди-ко нонь, сходи как за водой, право,

Ты «а ту как нонь на реченьку Карчагу ле,

Принеси-ко ты ведром воды, право».

Он пошел ле, старой, нонь за водой, право,

Он принес нонь воды, право, ключевоей.

А сидят ле тут калеки, говорят, право,

Говорят они старому Илье Муромцу:

«Ты повыпей-ко же нонче воды сколько хочется».

Говорят тут нонь калеки, его спрашивают:

«Ты учуял ле нонь в себе, право, чего-сего?»

Говорит нонче старой как им ответ дёржит:

«Я почул нонче в себе силу великую».

Говорят на то еще калики-то:

«Кабы есь у `тця ле, нонь у матушки,

Кабы есь нонь у их полё посеяно, —

Зашел нонче скот да кабы топчет ле;

Ты поди огороди, огороди как нонче божий дар».

Как ушли-то калеки нонь убогие,

А пошел он как хранить полё отцовское.

Он завидел ле — в поле нонче скот ходит,

Он как из поля скота нонче выганивал,

Кабы полё-то сырым дубьем огораживал,

Он ведь рвал тут как дубьицо с кореньицом,

Он оклал, огородил людям на удивленьицо.

Как пришли его отец ле, ронна матушка,

Как пришли они, увидели свое полё,

Кабы всё оно как дубьями заклажено, —

Они тут как бы сами удивилися:

«Кабы що эки чудеса у нас сотворилися?»

Зашли они в комнату свою теплую,

Как увидели — старой их сын здоровый стал.

Говорит нонче старой как отцу, матушке:

«Ох ты ой еси, отец ле нонь родимыя!

Ох ты ой еси, как матушка любимая!

Вы как дай нонче вы мне было благословленьицо,

Я хочу нонче ехать в стольнёй Киев-град,

Я хочу нонь посмотреть князя Владимира

Со его любой со матушкой любимоей».

Кабы дали тут ему благословленьицо

Кабы ехати ему на стольнёй Киев-град

На своем-то коне ле право белыём!;

Кабы был-то у отца его конь белой весь,

Наюбел весь, как белыя куропатъ,

Его хвост был ле, грива научер-черна.

Кабы стал нонче старой тут отправлятися,

Как он в ту ле дорожку старопрежнюю,

Старопрежнюю дорожку, прямоезжую.

Список литературы:

Книги:

1

Авдотья Рязаночка : былины в пересказе Б. В. Шергина: [для младшего школьного возраста / грав. В. Фаворского]. - Москва: Детская литература, 1982. - 32 с.: ил. - (Книга за книгой).

Экземпляры: Ф.3, Ф.4, Ф.8, ЦДБ

2

Бахтин, Владимир Соломонович От былины до считалки : Рассказы о фольклоре : [для среднего и старшего школьного возраста] / В. С. Бахтин. - Ленинград : Детская литература, 1982. - 188 с. : ил. - (Школьная библиотека).

Экземпляры: Ф.3, Ф.4, Ф.6, Ф.7, Ф.8

3

Былины / автор вступительной статьи, автор примечаний, составитель Б.Н. Путилов. - 3-е изд. - Ленинград : Советский писатель, 1986. - 551 с. : ил. - (Библиотека поэта. Большая серия).

Экземпляры: Ф.1, Ф.11

4

Былины : сборник / вступительная статья, составитель Ф. М. Селиванова ; редактор Е. Г. Кожедуба. - Москва : Советская Россия, 1988. - 570,[2] с., 24 л. ил. - (Библиотека русского фольклора ; Т. 1).

Экземпляры: Ф.1

5

Былины / составитель, автор предисловия В. И. Калугин ; художник Б. А. Лавров. - Москва : Современник, 1991. - 767 с. - (Сокровища русского фольклора).

Экземпляры: Ф.3, Ф.4, Ф.7

6

Былины : [для младшего и среднего школьного возраста] / обработка А. Нечаева ; худож. А. Лебедев. - Москва: Стрекоза-Пресс, 2005. - 61,[2] с. : цв.ил.

Экземпляры: Ф.3

7

Былины : [для среднего школьного возраста / предисл., сост. и коммент. П. Федоренко ; ил. Г. Алимов]. - Москва : АСТ ; [Б. м.] : Астрель, 2010. - 141,[2] с. : ил. - (Гражданско-патриотическая библиотека).

Экземпляры: Ф.4

8

Былины / составитель В. И. Чичеров ; редактор, составитель П. Д. Ухов. - Москва : Детская литература, 1971. - 304 с. - (Школьная библиотека).

Экземпляры: Аб

9

Былины ; Русские народные сказки ; Древнерусские повести / автор вступительной статьи, составитель, автор комментариев В. П. Аникин, Д. С. Лихачев, Т. Н. Михельсон ; художник И. Д. Архипов. - Москва : Детская литература, 1979. - 638 с., 9 л. ил. - (Библиотека мировой литературы для детей).

Экземпляры: ЦДБ, Ф.1, Ф.4, Ф.6, Ф.7, Ф.8

10

Былины : [для младшего школьного возраста] / рисунки В. М. Конашевича ; пересказала Н. П. Колпакова. - Ленинград : Художник РСФСР, 1973. - 46 с. : ил.

Экземпляры: Ф.11

11

Былины / автор вступительной статьи, автор примечаний С. Н. Азбелев.- Ленинград : Лениздат, 1984. - 398 с. : ил. - (Библиотека народно-поэтического творчества).

Экземпляры: Аб, Ф.1, Ф.4, Ф.7, Ф.8, Ф.9, Ф.10, Ф.11

12

Былины : [для младшего школьного возраста] / рисунки В. Кулькова ; пересказ А. Нечаев. - Москва : Малыш, 1984. - 128 с. : ил.

Экземпляры: ЦДБ, Ф.3, Ф.4, Ф.6

13

Былины : сказания о богатырях Земли русской / [пересказ: А. Н. Нечаев; худож.: О. Подивилова].- Москва: Самовар, 2007.- 93,[2] с. : ил. - (Школьная библиотека).

Экземпляры: ЦДБ, Ф.3, Ф.4, Ф.8, Ф.10, Ф.11

14

Былины ; Русские народные сказки ; Древнерусские повести / [автор вступительной статьи, составитель и комментарий : В. П. Аникин [и др.]. - [переиздание]. - Москва : Детская литература, 1989. - 637,[1] с., [9] л. ил. - (Библиотека мировой литературы для детей; т. 2).

Экземпляры: ЦДБ, Аб, Ф.1, Ф.3

15

Былины / [составитель П. Голосов]; художник В. Фесюн. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1970. - 174,[2] с. : ил.

Экземпляры: АБ, ЦДБ

16

Былины / автор вступительной статьи, автор примечаний С. Н. Азбелев.- Ленинград: Лениздат, 1984. - 398 с.: ил. - (Библиотека народно-поэтического творчества).

Экземпляры: Аб, Ф.1, Ф.4, Ф.7, Ф.8, Ф.9, Ф.10, Ф.11

17

Былины : [для младшего школьного возраста] / рисунки В. Кулькова ; пересказ А. Нечаев. - Москва : Малыш, 1984. - 128 с. : ил.

Экземпляры: ЦДБ, Ф.3, Ф.4, Ф.6

18

Былины : сказания о богатырях Земли русской / [пересказ: А. Н. Нечаев; худож.: О. Подивилова].- Москва: Самовар, 2007.- 93,[2] с. : ил. - (Школьная библиотека).

Экземпляры: ЦДБ, Ф.3, Ф.4, Ф.8, Ф.10, Ф.11

19

Былины ; Русские народные сказки ; Древнерусские повести / [автор вступительной статьи, составитель и комментарий: В. П. Аникин [и др.]. - [переиздание]. - Москва : Детская литература, 1989. - 637,[1] с., [9] л. ил. - (Библиотека мировой литературы для детей ; т. 2).

Экземпляры: ЦДБ, Аб, Ф.1, Ф.3

20

Былины / [составитель П. Голосов] ; художник В. Фесюн. - Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1970. - 174,[2] с. : ил.

Экземпляры: АБ, ЦДБ

21

Былины / составитель, автор предисловия и вводный текст В. И. Калугин. - Москва : Современник, 1986. - 558,[1] с. - (Классическая библиотека "Современника". Сокровища русского фольклора).

Экземпляры: АБ, ЦДБ, Ф.1, Ф.3, Ф.4, Ф.6, Ф.7, Ф.8, Ф.9, Ф.10

22

Былины. - Москва : Художественная литература, 1986. - 300 с. (Классики и современники).

Экземпляры: ЦДБ, Ф.1, Ф.3

23

Былины / оформ. Пироговой Н.Д., Голуб О.Л. - Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987. - 109,[2] с. : ил.

Экземпляры: Ф.7

24

Былины Севера : Материалы рукописного хранилища сектора фольклора / ред. В. П.   Адриановой-Перетц ; Академия Наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). - Москва; Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1951.

Т. 2 : Прионежье, Пинега и Поморье / подгот. текста и коммент. А. М. Астаховой. - 1951. - 846,[1] с., [10] л. фот. - Алф. указ. насел. мест: с. 813-814.

Экземпляры: Аб

25

Героический эпос народов СССР / [составитель Л. А. Плотникова ; вступительная статья и примечания Б. Н. Путилова]. - Ленинград : Лениздат, 1979. - 750 с.

Экземпляры: Аб

26

Героический эпос народов СССР : в 2 томах / составитель и примечания А. А. Петросян. - Москва : Художественная литература, 1975.

Т. 1. - 1975. - 558 с. : ил. - (Библиотека всемирной литературы ; Серия первая. Литература Древнего Востока, Античного мира, Средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков).

Экземпляры: Кх

27

Даль, Владимир Иванович. (1801-1872) Сказки : [для младшего школьного возраста] / Владимир Даль ; [худож: Д. Миронов, В. Чапля]. - Москва : Белый город, 2011. - 127 c. : цв.ил. - (Моя первая книга).

Экземпляры: Кх, ЦДБ, Ф.3, Ф.8

28

Добрыня Никитич : [Русская былина / Переск. А.Нечаева]. - Москва : Малыш, 1982. - 23, [1] с. : , ил.

Экземпляры: ЦДБ

29

Добрыня Никитич и Алеша Попович : рус. былины и сказки. - Москва : Вагриус, 2004. - 317,[2] с.

Экземпляры: АБ, ЦДБ, Ф.3, Ф.6

30

Евстратова, Елена Николаевна Русские сказки и былины в шедеврах русского искусства : [для среднего школьного возраста : 6+ / Е. Н. Евстратова]. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 95 с. : цв.ил.

Экземпляры: ЦДБ

31

Илья Муромец : рус. былины и сказки. - Москва : Вагриус, 2004. - 317,[2] с.

Экземпляры: ЦДБ, Ф.3, Ф.4, Ф.6, Ф.10

32

Илья Муромец : [Былины]. - Вильнюс : [б. и.], 1991. - 15,[2] с. : , ил.

Экземпляры: Ф.3

33

Илья Муромец : Былинный сказ / [Переск. А.Н.Нечаев; Рис. И.Д.Архипова. - 2-е изд.]. - Москва : Дет.лит., 1984. - 31,[1] с. : , ил. - (Книга за книгой).

Экземпляры: Ф.3

34

Орлова, Нина Густавовна Герои русских былин / Нина Орлова. - Москва : Белый город, 2005. - 47,[1] с. : ил. - (История России).

Экземпляры: ЦДБ, Ф.3, Ф.7, Ф.8, Ф.11

35

От прибаутки до былины : Рус. фольклор. - Москва : Худож. лит., 1991. - 397,[1] с. - (Для семейного чтения).

Экземпляры: Ф.3

36

Петров, Никита Викторович Богатыри на русском севере : Сюжеты и ареалы бытования / Н. В. Петров. - Москва : [б. и.], 2008. - 463 с. - (Ломоносовская библиотека).

Экземпляры: АБ, ЦДБ, Ф.1, Ф.3, Ф.4, Ф.6, Ф.7, Ф.8, Ф.9, Ф.10, Ф.11

37

Преданья старины глубокой... : русский эпос : [12+]. - Москва : ОЛМА медиа групп, 2014. - 302,[1] с. : цв.ил. - (Классика в иллюстрациях).

Экземпляры: ЦДБ

38

Русские богатыри : былины : [для младшего и среднего школьного возраста] / в пересказе И. Карнауховой ; иллюстрации Н. Кочергина. - Санкт-Петербург : Амфора, 2013. - 44, [3] с. : ил. - (Сказки на ночь : специальный выпуск журнала "Лиза. Мой ребенок" ; 23/2013).

Экземпляры: ЦДБ

39

Русские богатыри : [лучшие былины русского народа : 12+ / шеф-ред. Владимир Кузьмин]. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 303 с. : цв.ил., портр. - (Классика в иллюстрациях).

Экземпляры: Кх, ЦДБ

40

Русские богатыри : Былины. Героические сказки / [пересказ для детей И.В. Карнауховой]; рис. В. Бритвина. - Москва : Дет. лит., 2005. - 239,[1] с. : ил. - (Школьная библиотека).

Экземпляры: Ф.6, Ф.9, Ф.11

41

Русские богатыри : былины, героические сказки : [для среднего школьного возраста / пересказ : И. В. Карнаухова] ; рис.: В. Бритвин. - Москва : Детская литература, 2008. - 239,[1] с. : ил. - (Школьная библиотека).

Экземпляры: ЦДБ, Ф.3, Ф.4, Ф.6, Ф.7, Ф.8, Ф.10, Ф.11

42

Русские богатыри : былины и героич. сказки / в пересказе И. В. Карнауховой; [сост. и предисл. Г. Карнауховой; рис. Н. Кочергина]. - Москва : Оникс, 2008. - 287,[1] с. : ил. - (Золотая библиотека).

Экземпляры: Аб, ЦДБ, Ф.3, Ф.4, Ф.8

43

Русские богатыри : былины и героич. сказки / [пересказ И. В. Карнауховой; сост. и предисл. Г. Карнауховой; рис. Н. Кочергина]. - Москва : Оникс, 2009. - 191 с. : ил. - (БМШ: Библиотека младшего школьника).

Экземпляры: ЦДБ, Ф.3, Ф.4, Ф.7

44

Русские богатыри : Былины / В пересказе для детей И.В.Карнауховой. - Пермь : Кн. изд-во, 1980. - 138,[3] с. : ил.

Экземпляры: Ф.3

45

Русский фольклор : песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья / [сост., прим. В. Аникина]. - Москва : Худож. лит., 1986. - 367 с. - (Классики и современники).

Экземпляры: ЦДБ, Ф.3

46

Сказки и былины / ил. Ивана Билибина. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 157,[2] с. : цв.ил. - (Шедевры книжной иллюстрации).

Экземпляры: Кх

47

Толстой, Алексей Константинович Курган : Баллады и былины / Алексей Константинович Толстой. - Москва : Дет. лит., 1986. - 31,[2] с. : ил.

Экземпляры: Ф.3

48

Тостой, Лев Николаевич Детям : Рассказы, басни, сказки, былины / Лев Николаевич Толстой. - Москва : Астрель: АСТ, 2002. - 184,[1] с. - (Хрестоматия школьника).

Экземпляры: КХ, ЦДБ, Ф.3, Ф.4

49

Толстой, Алексей Константинович Избранное / А. К. Толстой. - Москва : Книга. Просвещение. Милосердие, 1997. - 634,[1] с. - (Библиотека российской классики).

Экземпляры: Аб, Ф.9

50

Языческие боги, былинные герои, русские святые : хрестоматия [для младшего школьного возраста]. - Москва : Дрофа-Плюс, 2006. - 302, [1] с. - (Отечество).

Экземпляры: ЦДБ, Ф.3, Ф.4

Статьи из периодических изданий:

1. Миронов, А. С. Уникальный концепт славы: девальвация ценности личной славы (молвы) в русском былинном эпосе / А. С. Миронов // Литература в школе : журнал. - 2020. - № 5. - С. 9-23. - Библиогр. в конце ст.

2. Миронов, А. С. Былинная география как пространство, размеченное смыслами / А. С. Миронов. - (Наши духовные ценности) // Литература в школе : журнал. - 2020. - № 3. - С. 9-23. - Библиогр. в конце ст.

3. Козлова, С. А. Конкурсная программа на знание былин / С. А. Козлова // Последний звонок. - 2020. - № 2. - С. 8-9.

4. Можарова, М. А. Былинный богатырь и крестьянин-охотник : к 150-летию создания романа-эпопеи "Война и мир" / Марина Анатольевна Можарова // Литература в школе. - 2019. - № 9. - С. 10-12. - Библиогр.: с. 12.

5. Полозова, И. В. Что поведают былины? : путешествие в глубь веков / Ирина Валентиновна Полозова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2019. - № 7. - С. 33-34.

6. Ильин , И. Отражение в былинах мифологических представлений древних славян / И. Ильин // Уроки литературы : Приложение к журналу "Литература в школе". - 2018. - № 10. - С. 14-15.

7. Калганова, Т. А. Русские былины. Старшие и младшие богатыри / Т. А. Калганова // Уроки литературы : Приложение к журналу "Литература в школе". - 2018. - № 10. - С. 10-14.

8. Тимофеева, Л. Л. Былины как средство патриотического воспитания дошкольников / Лилия Львовна Тимофеева, Татьяна Викторовна Потапова // Детский сад: теория и практика : журнал. - 2017. - № 11. - С. 58-65.

9. Лескова, Н. Богатырская наша сила / Наталья Лескова. - Текст : непосредственный // Чудеса и приключения - детям : журнал. - 2015. - № 2. - С. 11-13.

10. Рязанцева, Л. П. Былина "Вольга и Микула Селянинович" / Л. П. Рязанцева // Литература в школе. - 2015. - № 1. - С. 37-39. - Библиогр. в конце ст.

11. Смирнова, О. В. Красота былинного мира / Оксана Вениаминовна Смирнова // Литература : журнал для учителей словесности. - 2014. - № 9. - С. 12-13.

12. Колокольцев, Е. Н. Опыт школьного изучения былины "Вольга и Микула Селянинович" / Е. Н. Колокольцев // Литература в школе : журнал. - 2012. - № 10. - С. 37-40 : ил.

Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина

1

Авенариус, В.П. Книга былин : Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии : (Новое издание "Книги о киевских богатырях", дополненное былинами новгородскими, московскими, казацкими, петровскими и безымянными) : С портретом певца былин Рябинина, работы Л.А. Серякова, и рисунками А.В. Прохорова и Н.Н. Каразина / Сост. В.П. Авенариус. - Санкт-Петербург : Тип. М. Стасюлевича, 1880. -[4], XXIX, 355, XLIII с., 18 л. ил., портр.. -Библиогр. в тексте. – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). - Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.

2

Былины Севера. - Москва ; Ленинград : Б. и., 1938. - (Материалы рукописного хранилища фольклорной комиссии АН СССР. Фольклорная комис. при Ин-те этнографии; Под ред. М.К. Азадовского). – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). - Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.

Т. 1: Мезень и Печора / Записи, вступ. ст. и коммент. А.М. Астаховой. - Изд-во Акад. наук СССР, 1938. -655 с. : ил., табл.. - (Материалы рукописного хранилища фольклорной комиссииАН СССР. Фольклорная комис. при Ин-те этнографии; Под ред. М.К. Азадовского ; 1).

3

Былины Пудожского края / Подготовка текстов, статья и примеч. Г.Н. Париловой и А.Д. Соймонова ; Предисл. и ред. А.М. Астаховой ; НИИ культуры Карело-Фин. ССР. - Петрозаводск : Гос. изд-во Карело-Фин. ССР, 1941. -512 с. : ил.. – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). - Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.

4

Бунаков, Николай Федорович Народные былины о русских могучих богатырях : Чтение для народа и нар. шк., с объясн. словом и с прим. : Сост. по сб. Кирши Данилова, Киреевского, Рыбникова, Авенариуса и др. Н. Бунаковым. - 2-е изд., испр. -Москва : В.Д. Карчагин, 1900. -148 с. ; 22 см. - Перед загл. авт.: Н. Бунаков. – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). - Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.

5

Васильев, Леонид Лазаревич Язык "Беломорских былин" [записанных А. Марковым] / Л. Васильев. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1903. -[2], 42 с. ; 24. – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). - Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.

6

Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук. - Санкт-Петербург : Б. и., 1903. – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). - Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.

Т. 61. Вып. 2: Указатель к Онежским былинам Гильфердинга. - Тип. Императорской Академии наук, 1909. -[2], III, [1], 117, [1] с.

7

Веселовский, Александр Николаевич Южно-русские былины / [Соч.] Акад. А.Н. Веселовского. [1]-11. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1881-1884. -2 т. ; 23 см.
Отт. из "Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук". Т. 22. № 2; Т. 36. № 3. – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). - Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.

8

Гильфердинг, Александр Федорович Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года / А. Ф. Гильфердинг ; ответственный редактор М. К. Азадовский ; художественное оформление И. Билибина. - 3-е издание. -Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1938-1940. - (Памятники русского народного творчества Академия наук СССР. Фольклорная комиссия при Институте этнографии, под общей редакцией М. К. Азадовского). – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). - Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.

Т. 3: Водлозеро. Кенозеро. Моша / подготовка текста и коментарии А. И. Никифорова и Г. С. Виноградова. - 1940. -VI, 614, [2] с. : ил..

9

Горюнков, Сергей Викторович Незнакомая Древняя Русь, или Как изучать язык былин / Сергей Горюнков. - 2-е издание, исправленное и дополненное. -Санкт-Петербург :Алетейя : Историческая книга, 2010. – 230, [2] с. : ил. ; 21 см. – (Серия "Миф. Религия. Культура"). – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). – Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.

10

Крюкова, Марфа Семеновна Былины М.С. Крюковой. - Москва : Б. и., 1941. – (Летописи Гос. лит. музей). – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). – Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.

Т. 2 / Записали и коммент. Э. Бородина и Р. Липец ; Статья Р. Липец ; Ред. акад. Ю. Соколова. – Изд. Гос. лит. музея, 1941. – 794 с. : ил.. – (ЛетописиОбщ. ред. Влад. Бонч–Бруевича ; Кн. 8). – Указатель имен и геогр. названий / Сост. Э. Бородина: с. 785–791

11

Ляцкий, Евг. Сказитель Иван Трофимович Рябинин и его былины : Этногр. очерк с прил. портр. сказителя и его напевов, записанных А.С. Аренским. - Москва : Высочайше утв. Т-во скоропеч. А.А. Левинсон, 1895. -[3], 47 с. – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). – Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.

12

Миллер, Всев. Наблюдения над географическим распространением былин. - [Б. м. : Б. и., 19--]. – 43–77 с. – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). – Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.

13

Ончуков, Н.Е. Печорские былины. – Санкт-Петербург : Тип. Императорской Академии наук, 1902. -[2], 79 с. – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 14.04.2022). – Текст : электронный. – Режим доступа: удалённый читальный зал Президентской библиотеки.
Отд. отт. из Известий Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, т. VII (1902), кн. 3, с. 277–355.