Informkultura

Скачать материал в формате Word.docСкачать материал в формате Word.doc

Информационная культура – это часть общей культуры общества, личности. Ее характеризует степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений». Понятие информационной культура важно тем, что выполняет «технологический срез» всех информационных процессов в обществе, концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.

На уровне общества информационная культура проявляется в пяти информационных революциях:

  1. изобретение языка;
  2. изобретение письменности;
  3. изобретение книгопечатания;
  4. изобретение электричества;
  5. изобретение компьютерной техники, новых информационных технологий (48).

Сейчас современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей (заинтересованных в ней людей и организаций) и выдается в привычной для них форме.

На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. При этом пользователь информации выступает во взаимодействии с информационной средой не как безличный исполнитель некоторой социальной роли, но как личность со своим индивидуальным творческим выбором, способный к активной рефлексии над собственным процессом мышления. Как составляющая информационной культуры личности является проблема постоянного и систематического самообразования, то есть «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь», которая также очень актуальна в современном обществе. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет постоянно повышать и совершенствовать человеческие квалификации и обогащать в течение всей жизни знания, вынесенные из образовательных учреждений. В этом сейчас помогает сближение и взаимодействие формальных и неформальных видов образования, то есть появление универсальных социально-культурных институтов (библиотечные центры, альтернативные школы, инновационные учреждения), которые способствуют постоянному повышению уровня информационной культуры.

В данном указателе представлен обобщающий материал о понятии «информационная культура», выдержки из книг и статей. Предложен список литературы на обозначенную тему.

Библиографические записи книг и статей в списке расположены по алфавиту авторов. Отбор материала закончен в 2014 году.

Указатель подготовлен для участников IV городской практической конференции

«Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях».

Данный указатель может быть рекомендован педагогам, библиотекарям, родителям, а также широкому кругу читателей.

      В быстро меняющемся современном мире медиа- и информационная грамотность приобретает жизненно важное значение. Тема информационной культуры в современном обществе очень актуальна. В последние годы возрос интерес к понятию «информационная культура». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества, личности. И поэтому разные источники предлагают  различные определения данного понятия.  

Информационная культура - совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе.

dic.academic.ru ›    Шейкин,  А. Г. Культурология. XX век.: Энциклопедия. - 1998.

Информационная культура - способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций и применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

dic.academic.ru › Словарь финансовых терминов

Информационная культура - знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и её использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.

dic.academic.ru › Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.— 2-е изд., испр.-  М.: ИНФРА-М., 1999.

Культура информационная (information culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области информации, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории информационная культура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать информацию, усваивать новые знания в этой области. Аналоги: видеокультура (video culture), кинематографическая культура (film culture), медиакультура (media culture).

Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010.

А также:

Информационная культура - область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности.

Вохрышева, М. Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно - культурологических исследований / науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.: Магнитогорск, 1997.

Информационная культура личности - гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации.

Зиновьева, Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс: учеб. пособие для вузов культуры и искусства / под ред. И.И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. - Краснодар, 1996.

Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.

Хангельдиева, И. Г. О понятии "информационная культура" // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 23-25 сент. 1993 г.: Тез. докл. – Краснодар, 1993.

Информационная культура - совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации.

Семеновкер, Б. А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиография. - 1994. - №1. - С.12.

Информационная культура - уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.

Медведева, Е. А. Основы информационной культуры // Социс. - 1994. - №11. - С.59.

Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Семенюк, Э. Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. - 1994. - №7. - С.3.

http://netrover.narod.ru/infcult/infcult.htm

Что такое информационная культура личности и чем она отличается от информационной грамотности?

В России обучение умениям и навыкам работы с информацией имеет глубокие исторические корни; накоплены богатые традиции и опыт работы школ, колледжей, вузов и библиотек по информационной подготовке граждан. Хорошо известен в России и международный опыт. Идеи ИФЛА и ЮНЕСКО по обучению информационной грамотности признаны и одобрены. Вместе с тем в России получили развитие идеи формирования информационной культуры личности.

Появившись в сфере библиотечного и книжного дела, понятие информационной культуры по мере своего развития вбирало в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др.
…В настоящее время информационную культуру всё чаще трактуют как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения стали выделять информационную культуру общества, информационную культуру отдельных категорий потребителей информации (детей, подростков и юношества; отдельных категорий специалистов – врачей, учителей, юристов и т.д.), информационную культуру личности.
…Понятие «информационная культура личности» является весьма ёмким и полностью включает в свой состав понятие «информационная грамотность», отличаясь от него такими компонентами, как информационное мировоззрение и способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях. Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение, сутью которого является ценностное (осмысленное, ответственное) отношение и к информации, и к создаваемым и используемым информационным продуктам, и к техническим средствам, информационным технологиям.

Гендина, Н.И. Информационная культура личности и задачи инновационного образования / Н.И. Гендина // Университетская книга.-  2010.- №4.

Развитие общества по пути нарастания значимости информа­ционных технологий стимулирует формирование многочисленных концепций и подходов к разработке стратегий социокультурного развития. Вопросы информационной грамотности уже давно актуальны в среде российских ученых и специалистов, занимающихся исследовательскими практиками в сфере управления информацией и знаниями. Но в последнее время исследователи обнаруживают новые подходы к осмыслению и введению в профессиональный оборот понятия, ставшего основной темой конференции, — «медиа- и информационная грамотность».

С одной стороны, это понятие определяется как знание посредни­ческих (медиа-) коммуникационных инструментов, позволяющих пере­давать информацию по более эффективным каналам, а с другой стороны как содержательное знание — контент, который требует анализа с точки зрения его истинности и безопасности.

…Понятие медиаграмотности стало активно использоваться с 1996 г., а уже в 2008 и 2010 гг. на встречах экспертов ЮНЕСКО появился объединенный термин «медиа- и информационная грамотность». Согласно распространенному определению, «медиаграмотностью является набор компетенций, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в широком диапазоне медиаметодов, жанров и форм».

Медиа- и информационная грамотность — это совокупность знании, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтов памяти и других поставщиков информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев.

Медиа- и информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает навыки критического мышления, осмысления и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Медиа- и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.

// Библиотековедение.- 2012.- № 4.- с. 89-94.

Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования - противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Однако, для этого педагог не только должен сам владеть особыми информационным знаниями и умениями, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности.

Смена парадигмы образования имеет весьма существенные следствия не только для образовательных учреждений, но и для библиотек, поскольку существенным образом влияет на реализацию образовательной функции библиотеки. Значительное возрастание доли самостоятельной работы с источниками информации в структуре практически любого вида деятельности человека, живущего в информационном обществе, широкое внедрение новых информационных технологий, существенно обогативших номенклатуру информационных продуктов и услуг, предоставляемых потребителям информации - все это обусловливает необходимость владения библиотекарем не только традиционными профессиональными знаниями и умениями, но и заставляет осваивать методы обучения пользователей навыкам работы с информацией.

Таким образом, и для образовательных учреждений, и для библиотек организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами учителя, преподаватели и библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи.

Данное издание содержит пять разделов, которые объединены концепцией деятельностного подхода, прикладной направленностью, интегративностью содержания, обусловленного пониманием информационной культуры как целостного явления.

// Гендина, Н. И. Формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие / Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А.- Москва, 2002.

Цель данного пособия — содействовать развитию универсальных учебных действий школьников, включая, прежде всего, умения поиска, анализа, преобразования информации с использованием ИКТ-технологий, обеспечение информационной безопасности личности, развитие критического мышления учащихся. В состав учебно-методического комплекса вошли учебные программы по дисциплине «Основы информационной культуры школьника» для 1-2, 3—4-х классов, методические разработки, контрольно-измерительные материалы, терминологический словарь, систематический указатель терминов по разделам дисциплины «Основы информационной культуры школьника», электронные презентации по курсу «Основы информационной культуры школьника». Помимо словесного описания каждый из уроков получил отражение в форме электронной презентации, которые представлены на CD- ROM. Все материалы комплекса адаптированы к возрастным психофизиологическим особенностям младших школьников.

Рекомендуется библиотекарям детских, школьных, юношеских и публичных библиотек, учителям общеобразовательных организаций, специалистам системы дополнительного профессионального образования.

… одной из причин появления этой книги явилась потреб­ность в учебном пособии, которое бы экономило время и усилия учителей и библиотекарей при подготовке занятий по основам информационной культу­ры личности для младших школьников.

Другая, не менее важная причина появления этой книги — это те сущест­венные изменения, которые сейчас наблюдаются в теоретических подходах к информационной подготовке людей к жизни в информационном обществе.

// Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 1—2-х классов общеобразовательных учебных организаций [Текст] / Н. И. Гендина, Е.В. Косолапова - М.:   РШБА, 2014. — 208 с.

// Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 3—4-х классов общеобразовательных учебных организаций [Текст] / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. — М.: РШБА, 2014.- 344 с.

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры как учащихся, читателей, так и учителей, библиотекарей. Обновляются программы, вводятся новые технологии обучения. Но главным остается умение учащихся быстро реагировать на изменения в информационном мире, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. И все это открывает новые возможности для работы детских и школьных библиотек, которые сегодня должны стать жизненно важными компонентами образования и воспитания.

Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Библиотеки могут и должны создать условия роста массовой информационной культуры населения.

Реальное повышение уровня информационной культуры в регионе и в обществе в целом возможно лишь при организации специального информационного образования. Средством формирования информационной культуры личности должен стать разработанный специалистами в соответствии со всеми методическими требованиями курс «Основы информационной культуры личности», включенный в учебный процесс образовательных учреждений в качестве обязательного. Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» – подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. И здесь важной задачей является формирование информационного мировоззрения личности – «системы обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде.

// Сотникова, Е. А. Информационная культура личности – актуальная проблема российского общества

http://programma.x-pdf.ru/16kulturologiya/381279-1-elena-sotnikova-informacionnaya-kultura-lichnosti-aktualnaya-problema-rossiyskogo-obschestva-annotaciya-centralnoe-pon.php

Становление информационного общества характеризуется рядом важнейших соци-
ально-онтологических преобразований. Под воздействием электронных коммуникаций меня-
ется архитектура социальных отношений, формируется новый — «информационный» — стиль поведения, складываются, по определению теоретиков, интеллектуализированные социумы и сетевые сообщества. Бытие наполняется новыми смыслами и мотивациями. В современном мире знания становятся наивысшей ценностью, а степень владения ими — определяющим фактором социальной дифференциации.

…Но главная опасность заключается в том, что фетишизация информационных технологий зача­стую низводит всё богатство человеческой дея­тельности к её операционально-прагматической стороне в ущерб ценностно-целевой ориентации.

Таким образом, превосходство информацион­ного общества над индустриальным в одном отно­шении оборачивается серьёзными недостатками в другом.

Снизить негативное влияние вышеуказанных факторов на мировой цивилизационный процесс возможно только при условии максимального вни­мания к вопросам формирования информацион­ной культуры личности и общества в целом как важнейшего компонента культурной компетен­тности членов современного социума. Фактически следует вести речь о формировании новых спо­собов жизнедеятельности человека в обществе знаний.

Исходя из этого, формирование медиа- и инфор­мационной грамотности предусматривает не толь­ко обучение индивида технологиям поиска, отбора, систематизации и анализа необходимой ему инфор­мации, но и освоение знаний в области структуры и содержания различных современных коммуни­кативных практик. При этом главное — развитие особых качеств личности, позволяющих человеку адекватно «встраиваться» в информационное про­странство без его фетишизации и без ущерба цен­ностно-целевой ориентации своей деятельности.

Информационная и медиа- грамотность являют­ся важнейшими условиями и инструментами раз­вития культурной компетентности личности и социума в целом — одного из главных маркеров ступеней цивилизационного прогресса.

Кузнецова, Т. Я. Чем грозит информационная грамотность. Общество знаний: плюсы и минусы // Мир библиографии.- 2013.- № 1.- С. 2-4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Книги:

1.    Актуальные вопросы информационно-библиографической работы публичных библиотек: производственно-практическое пособие / Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского, Управление библиографическими информационными службами; [сост.: Е. В. Аврамова; И. Е. Прозоров].- Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2014.- 189 с.: граф., ил. - Библиогр.: с. 181. (Шифр 78.5/А43-875368)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

В производственно-практическом пособии рассматриваются актуальные вопросы информационно-библиографической работы публичных библиотек.

2.    Антопольский, А. Б. Информационные ресурсы России: науч.- метод. пособие / А. Б. Антопольский.- Москва : Либерея, 2004.- 423 с.- (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 14). (Шифр 32.81/А72-095841)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

3.    Берестова, Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве : науч.-метод. пособие / Т.Ф.Берестова. - Москва : Либерея, 2005. - 287 с. - (Библиотекарь и время. XXI век). (Шифр 78.3/Б48-705316)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

4.    Бойкова, О. Ф. Правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности : науч.- практ. пособие / О.Ф. Бойкова. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. - 480 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 30). (Шифр 67.404/Б77-629992)

Экземпляры: всего: 1 - МБИ(1)

5.    Гендина, Н. И. Формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие / Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А.- Москва, 2002.

  1. Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 1—2-х классов общеобразовательных учебных организаций [Текст] / Н. И. Гендина, Е.В. Косолапова - М.:            РШБА, 2014. — 208 с.

  1. Дворкина, М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: Теорет. основы и особенности развития в традиц. и электрон. среде / М. Я. Дворкина.- Москва: ФАИР, 2009.- 254 с.- (Специальный издательский проект для библиотек). (Шифр 78.3/Д24-488137)

Экземпляры: всего:2 - МБИ(1), Ф.1(1)

8.    Дворкина, М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / МГУКИ. - Москва : Профиздат, 2003.- 110,[1] с. - (Современная библиотека; Вып.11).

(Шифр 78.5/Д24-194867)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

9.    Диковская, Е. А. Персональные электронные издания : науч.- метод. пособие / Е.А. Диковская. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. - 152 с. - (Библиотекарь и время. XXI век; вып.33). (Шифр 78.36/Д45-500187)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

10.    Дрешер, Ю. Н. Организация информационного производства : учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер. - Москва : ФАИР-Пресс, 2005. - 245,[2] с. - (Специальный издательский проект для библиотек). (Шифр 32.81 я7/Д73-489608)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

11.    Информационно-библиографическая деятельность библиотеки: традиции и инновации: Сб. консультаций / МГОУНБ.- Мурманск, 2000.- 125 с. (Шифр 78.5/И74-452982)

Экземпляры: всего:2 - МБИ(1), ЧЗ(1)

12.    Информационно-библиотечная экология: учебно-методич. пособие / [Демидова С. Е. и др.]. - Москва : Литера, 2010. - 127 с. - (Современная библиотека; вып. 74).

(Шифр 78.38/И74-793590)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

13.    Информационные технологии : учебник / О. Л. Голицына, Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. - Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 543 с. : ил. - (Профессиональное образование). (Шифр 32.973 я7/И74-792633)

Экземпляры: всего:1 - КХ(1)

14.    Коряковцева, Н. А. Техники информационно-библиотечной работы: учеб.- практ. пособие / Нина Александровна Коряковцева. - Москва : Либерея, 2004. - 135 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 6). (Шифр 78.3я73/К70-731052)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

15.    Михнова, И. Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и их решения: Практ. пособие / И. Б. Михнова. - Москва : Либерея, 2000. - 128 с. - (Приложение к журналу "Библиотека"). (Шифр 78.5 кр/М69-779710)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

16.    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер. - Москва : ACADEMIA, 2005. - 270,[1] с. - (Высшее образование). (Шифр 74.04 я7/Н76-617598)

Экземпляры: всего:3 - КХ(1), АБ(1), Ф.13(1)

17.    Открытое информационно-правовое сообщество: взгляд с Севера: науч.- практ. конф., 10-12 ноября 2004 г., Мурманск - Мончегорск - Мурманск: сб. докладов / МГОУНБ; [сост. С. З. Баскакова]. - Мурманск, 2005. - 192 с. (Шифр 73 кр/О-83-547416)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

18.    Савина, И. А. Права человека. Информационная поддержка в библиотеке : учеб.- метод. пособие / И. А. Савина. - Москва : Литера, 2010. - 208 с. : + сD. - (Современная библиотека; вып. 82). (Шифр 67.400/С13-612049)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

19.    Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / [сост. Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман]. - Санкт-Петербург: Профессия, 2006. - 547 с. (Шифр 78 ц/С23-873652)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

20.    Суминова, Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артросферы) / Т. Н. Суминова. - Москва : Академический Проект, 2006.- 476,[2] с.: ил.- (Технологии культуры). (Шифр 71/С89-691838)

Экземпляры: всего:1 - КХ(1)

21.    Трайнев, В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев; ун-т информ. и управления. - Москва : Дашков и К, 2009. - 318 с. (Шифр 32.81/Т65-530890)

Экземпляры: всего:1 - КХ(1)

22.    Федеральная целевая программа "Электронная Россия" : Достижения, проблемы, перспективы / [Ред.- сост. А.Т.Гаврилов]. - Москва : Б-чка РГ, 2003. - 208 с. - (Библиотечка "Российской газеты"; Вып.15 / 2003). (Шифр 67.404/Ф32-310229)

Экземпляры: всего:2 - ЧЗ(1), Ф.1(1)

23.    Чачко, А. С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе : Науч.- метод. пособие / Ада Семеновна Чачко. - Москва : Либерея, 2004. - 87,[1] с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 2). (Шифр 78.3 я73/Ч-28-059586)

Экземпляры: всего:2 - ЧЗ(1), Ф.13(1)

24.    Шрайберг, Я. Л. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России : Состояние, выбор, внедрение, развитие / Гос. публич. науч.-техн. б-ка России. - Москва : Либерея, 1996. - 270,[1] с. - (Приложение к журналу "Библиотека"). (Шифр 78.3/Ш85-499752)

Экземпляры: всего:1 - МБИ(1)

Статьи:

1.    Абдуллаева, А. Т. Библиографы как посредники в формировании информационной культуры читателей / А. Т. Абдуллаева // Библиография : научный журнал. - 2013. - N 3. - С. 30-34.

Исследование роли библиографов в формировании информационной культуры читателей, аспектов знаний, умений и профессиональных навыков библиографов.

2.    Аксенова, Т. Н. Проект "Медиа -people" развитие социально активной личности, владеющей основами информационной культуры / Т. Н. Аксенова // Учреждения культуры : справочник руководителя. - 2012. - N 2. - С. 56-67. : диаграмма

Библиотечный проект, направленный на работу с подростками. Содержание и программа проекта. Механизм реализации. Бюджет и кадровое обеспечение.

3.    Беляева, Н. В. Содержание и структура школьного курса литературы в контексте современной информационно-образовательной среды / Наталья Васильевна Беляева // Литература в школе : журнал. - 2013. - N 3. - С. 22-25

Успешное приминение электронных образовательных ресурсов в изучении литературы требует их классификации и выработки эффективных методов их использования. В статье структурированы и охарактеризованны две составляющии предметной информационно-образовательной среды литературного образования.

4.    Библиотека и молодёжь: время новых возможностей // Наша молодёжь : журнал. - 2014. - N 21. - С. 14-15.

XIV Международная конференция "Через библиотеки - к будущему".

5.    Гаянова, Т.И. Дети в Интернете: библиотека в помощь формированию культуры использования информационного пространства Интернета / Т.И. Гаянова // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека". Серия 1. - 2013. - N 5/6. - С. 402-416

Проведение Недели безопасного Рунета. Опыт библиотеки г. Ульяновска.

6.    Гендина, Н. И. Информационная культура личности: творчество и креативность / Н. И. Гендина // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека". Серия 1. - 2012. - N Вып.2/3. - С. 229-239

Влияние информационной культуры на формирование творческой и креативной личности.

7. Гендина, Н. И. Информационная культура личности в структуре библиотечно-информационной деятельности / Н. И. Гнедина // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека". Серия 1. - 2012. - N Вып.2/3. - С. 371-400

Информационная культура как междисциплинарное научное направление.

8.    Грабарь, Н. Г. Современное информационное пространство и формирование информационных потребностей пользователей / Н. Г. Грабарь, Т. Б. Соколовская // Научные и технические библиотеки : журнал. - 2012. - N 12. - С. 13-16.

Современное информационное пространство и формирование информационных потребностей пользователей.

9.    Громова, О. К. Развитие информационной грамотности школьников: проблемы и подходы / Ольга Константиновна Громова // Библиотековедение. - 2013. - N 2. - С. 39-45.

Опыт деятельности по развитию информационной грамотности.

10.    Долгополова, Е. Е. Типовые характеристики информационного поведения современного пользователя библиотеки: по результатам республиканского исследования / Е. Е. Долгополова // Научные и технические библиотеки : журнал. - 2014. - N 2. - С. 27-34.

Типовые характеристики информационного поведения современного пользователя библиотеки.

11.    Еляков, А. Д. Проблемы информационной безопасности в использовании электронных компьютерных технологий / А. Д. Еляков // Социс: журнал. - 2013. - N 10. - С. 120-129.

Проблемы информационной безопасности в использовании электронных компьютерных технологий.

12.    Ермаков, Д. С. Информационная компетентность в информационном обществе / Д. С. Ермаков // Педагогика : журнал. - 2013. - N 2. - С. 26-30.

Необходимость трансформации целей образования и педагогических технологий в информационном обществе.

13.    Задонская, Л. В. Повышение квалификации преподавателей высшей школы в условиях информатизации образования / Л. В. Задонская // ПЕДАГОГИКА : журнал. - 2012. - N 9. - С. 81-92.

Разработка целостного проекта непрерывной подготовки педагога высшей школы в условиях информатизации образования.

14.    Ибрагимов, Г. И. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы / Г. И. Ибрагимов // Педагогика: журнал.- 2014.- N 8.- С. 3-12.

Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы.

15.    Иванова, Е. В. Секция 12. "Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества" на юбилейном Крымском форуме / Е. В. Иванова // Научные и технические библиотеки : журнал. - 2014. - N 3. - С. 35-37.

Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества.

16.    Измайлов, И. В. Структура формирования информационной культуры студента в условиях модернизации высшего образования / И. В. Измайлов // Регионология : журнал. - 2012. - N 3. - С. 122-133.

Структура формирования информационной культуры студента в условиях модернизации высшего образования.

17.    Илларионова, Н. Грамотных пользователей готовить со школьной скамьи / Наталья Илларионова // Библиотека : журнал. - 2012. - N 12. - С. 62-65.

Модернизация информационного образования.

18.    Информация и научное мировоззрение : сб. статей / М.: Русская школьная библиотечная ассоциация // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека". Серия 1. - 2012. - N Вып.2/3. - 432 с.

Роль и место библиотек в информационном обществе.

19.    Казанцева, М. В. Формирование информационной культуры личности  младших  школьников: взгляд учителя на проведение эксперимента / М. В. Казанцева, Е. А. Кащаева, К. П. Сыркашева // Школьная библиотека : Печатный орган Русской школьной библиотечной ассоциации. - 2013. - N 5. - С. 57-64.

Программа по формированию информационной культуры школьников.

20.    Клепинина, З. А. Формирование информационной грамотности у младших школьников средствами УМК "Окружающий мир" / З. А. Клепинина // Начальная школа: журнал.- 2013.- N 1.- С. 72-76.

Повышение информационной грамотности учащихся средствами учебно-методического комплекса "Окружающий мир".

21.    Колин, К. К. Социальная информатика как образовательная дисциплина / К. К. Колин, А. Д. Урсул // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека".- Серия 1.- 2012.- Вып.2/3. - С. 356-369.

Перспективы развития социальной  информатики как образовательной дисциплины.

22.    Колин, К. К. Философия информации и становление информационной культурологии / К. К. Колин, А. Д. Урсул // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека". Серия 1. - 2012. - N Вып.2/3. - С. 229-239.

Информационное понимание феномена культуры.

23.    Колин, К. К. Человек в изменяющемся мире и проблема научного просвещения / К. К. Колин // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека". Серия 1. - 2012. - N Вып.2/3. - С. 81-124.

Актуальные проблемы информатики в современном обществе и тенденции развития.

24.    Корнаухова, Л. Где искать истину? / Любовь  Корнаухова // Библиотека : журнал. - 2012. - N 9. - С. 63-64

Формирование информационной культуры школьников. Новые подходы к работе. Сотрудничество библиотеки и школы.

25.    Король А. Д. Информатизация образования и общение в школе / А. Д. Король // Педагогика. - 2011. - № 7. - С. 61-65.

26.    Кузнецова, Т. Я. Чем грозит информационная грамотность / Татьяна Яковлевна Кузнецова // Мир библиографии : журнал. - 2013. - N 1. - С. 2-4.

Информационная грамотность.

27.    Кузнецова, Т. В. Стратегия движения к информационному человеку: потенциал и возможности высшего библиотечного образования / Татьяна Кузнецова // Школьная библиотека : Печатный орган Русской школьной библиотечной ассоциации. - 2012. - N 6/7. - С. 54 – 57.

Доклад Кузнецовой посвящен проблемам соответствия современного кадрового потенциала культуры потребностям информационного общества и роли современных вузов культуры и искусств в решении этих проблем.

28.    Кузьмин, Е. И. Сохранение информации: прошлое, настоящее, будущее / Евгений Иванович Кузьмин // Библиотековедение. - 2012. - N 4. - С. 25-30.

Проблема сохранения электронной информации.

29.    Куниченко, О. В. Мультипликационный фильм в системе средств медиаобразования дошкольников / Ольга Владимировна Куниченко // Детский сад: теория и практика : журнал. - 2014. - N 9. - С. 58-67.

Возможность использования мультфильмов как средства медиаобразования.  Медиаобразование старших дошкольников. Результаты экспериментальной работы по исследованию процесса восприятия и понимания старшими дошкольниками мультипликационных фильмов. Методика работы с мультипликационными фильмами.

30.    Лаврик, О. Л. Использование возможностей Интернета специалистами библиотек и вузов культуры в научных целях / Ольга Львовна Лаврик // Библиотековедение. - 2014. - N 5. - С. 30-40.

Использование возможностей Интернета специалистами библиотек.

31.    Лейбов, Р. Революционный держите шаг / Роман Лейбов, Дмитрий Манин // Вокруг Света  : журнал. - 2011. - N 12. - С. 180-194.

Информатизационный взрыв столь радикально изменил жизнь людей, что казалось, вот-вот наступит период спокойствия и пожинания плодов. но нет, то был взрыв тротиловый, а предстоит атомный.

32.    Матяшева, С. С. Преимущества виртуальных справочных служб библиотек / Светлана Сергеевна Матяшева // Библиотековедение. - 2013. - N 6. - С. 36-40.

Изменение потребностей пользователей, технологий и организации библиотечных процессов с внедрением информатизации и компьютеризации.

33.    Меняющаяся грамотность: новые требования к личности в информационном обществе и роль библиотек // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека". Серия 1. - 2012. - N 1/2. - С. 103-119.

Новые стандарты информационной грамотности в современном мире и роль библиотеки в их продвижении. Эффективная стратегия работы с информацией.

34.    Олина, Е. Ю. Обучение ИКТ для социальной адаптации / Елена Юрьевна Олина // Современная библиотека : научно-практический журнал. - 2014. - N 2. - С. 25-27.

Повышение информационной грамотности людей с ограниченными возможностями здоровья.

35.    Пасторова, А.Ю. Особенности информационной среды современных дошкольников / Алла Юрьевна Пасторова, Наталья Александровна Ситникова, Александра Николаевна Кошелева // Детский сад: теория и практика : журнал. - 2014. - N 9. - С. 26-31.

Особенности информационной среды дошкольников и различия между детьми старшего дошкольного возраста с большим и меньшим включением в информационную среду.

Предпочитаемые информационные продукты и роль родителей в регулировании процесса взаимодействия детей с электронными средствами массовой коммуникации.

36.    Печинкина, О. В. Медиаобразование дошкольников в Финляндии / Ольга Владиславовна Печинкина // Детский сад: теория и практика : журнал. - 2014. - N 9. - С. 106-112.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях в Финляндии. Организационные, теоретические и практические аспекты реализации медиаобразования в дошкольных учреждениях Финляндии. Примеры медиаобразовательных проектов и зданий, предназначенных для реализации в дошкольных учреждениях и семьях детей.

37.    Пильдес, М. Б. Инновационный метапредметный полипроект «Чтение с увлечением» / М. Б. Пильдес, Е. Д.  Тенютина, Е. Г. Загребельная // Школьная библиотека : Печатный орган Русской школьной библиотечной ассоциации. – 2013. – N 4. – С. 9-19. – Начало № 2-3

Проект по развитию информационной культуры школьников «Чтение с увлечением».

38.    Протопопова, Е. Н. Информатизационное обеспечение инновационного развития приграничных территорий / Е. Н. Протопопова // Научные и технические библиотеки : журнал. – 2012. – N 12. – С. 17-19.

Информатизационное обеспечение инновационного развития приграничных территорий.

39.    Роберт, И. В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования / И. В. Роберт // ПЕДАГОГИКА : журнал. – 2012. – N 9. – С. 25-36.

Развитие дидактики в условиях информатизации образования.

40.    Савчук, В. Медиа внутри нас / Валерий Савчук // Звезда : журнал. – 2012. – N 6. – С. 212-219.

Новые средства коммуникации определяют новые способы общения.

41.    Самко, М. М. На краю информационной бездны / М. М. Самко, Н. А. Болотов, Ю. Ф. Болдырев // Мир библиографии : журнал. – 2013. – N 6. – С. 2-5.

Формирование информационной культуры педагогического сообщества.

42.    Соколов, А. В. Год культуры в эпоху информатизации / Аркадий Васильевич Соколов // Библиотековедение. – 2014. – N 1. – С. 16-22.

Необходимость выполнения российскими библиотеками важной миссии по гуманизации современного общества и адаптации его к условиям информационной цивилизации, а также о целесообразности использовать Год культуры в качестве начала реализации этой миссии.

43.    Соколов, А. В. Гуманистическая миссия библиотек в информационном обществе / А. В. Соколов // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1. – 2012. – N Вып.2/3. – С. 11-43.

44.    Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 6. Виртуализация информационного мира: бренд или новая реальность? / А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. – 2011. - № 5. – С. 7-22.

45.    Соколов, А. В. Информатические опусы. Опус 12. Информатизация библиотек в теории и на практике / А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки : журнал. – 2013. – N 5. – С. 9-25.

46.    Соколова, Т. Информационная грамотность / Татьяна Соколова // Начальная школа-первое сентября. – 2013. – N 2. – С. 4-13. – Приложения на CD.

Задачи и цели  по овладению школьниками информационной грамотностью. Новые формы работы.

47.    Степанов, В. К. Библиотека в системе цифровых коммуникаций: стратегия выживания / В. К. Степанов // Школьная библиотека : Печатный орган Русской школьной библиотечной ассоциации. – 2012. – N 6/7.

Ключевые направления преобразований, способных сделать библиотеки  необходимым звеном в цифровом обществе. Формирование библиотекаря цифровой эпохи.

48.    Тестов, В. А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании / В. А. Тестов // ПЕДАГОГИКА : журнал. – 2012. – N 4. – С. 3-10.

Использование информационных технологий в образовании. Интернет-проекты, сетевое образование.

49.    Чернецкая, О. В. Сайт Орловки – в помощь формированию информационной грамотности детей и подростков / О. В. Чернецкая, А. И. Олейникова // Библиография : научный журнал. – 2012. – N 5. – С. 83-88.

Опыт работы Детской библиотеки им. В. Н. Орлова (Симферополь) по использованию ресурсов собственного сайта для формирования информационной грамотности детей и подростков.

50.    Чернобай Е. В. Особенности профессиональной деятельности учителя в современной информационной образовательной среде / Е. В. Чернобай // Педагогика. – 2011. - № 8. – С. 96-100.

51.    Чудинова, В. П. Повышение читательской, медиа- и информационной грамотности населения / Вера Петровна Чудинова // Библиотековедение.- 2013.- N 4.- С. 87-92.

Повышение читательской, медиа- и информационной грамотности населения.

52.    Шибаева, Е. А. Концептуализация основных тенденций развития информационного общества : Информационная грамотность в центре внимания экспертов ЮНЕСКО /  Е. А. Шибаева // Библиотековедение. – 2012. – N 4. – С. 89-94.

Концептуализация основных тенденций развития информационного общества.

53.    Швецов, А. Н. Информационное общество: теория и практика становления в мире и России / Александр Николаевич Швецов // Российский экономический журнал : журнал. – 2012. – N 1. – С. 60-85. – начало: 2011. №6. – прод. Следует.

Федеральная концепция региональной информатизации

54.    Швецов, А. Информационное общество: теория и практика становления в мире и России / А. Швецов // Российский экономический журнал: журнал. – 2012.- N 2.- С. 29-56.

Распространение информационных компьютерных технологий в регионах России.

Материал подготовила: главный библиограф МБКПУ «Печенгское МБО» И. М. Маловичко