• 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg

Любовью

 

«Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая и не бывает спасения души. Испытания посылаются за грехи в назидание,

их надо мужественно и терпеливо переживать».

                                          Преподобный Сергий Радонежский

 

Преподобный Сергий Радонежский считается одним из самых почитаемых святых со времен древней Руси и до нынешнего времени. Основатель многих монастырей, и в первую очередь Троице-Сергиевой Лавры, он именуется в народе как «игумен земли русской».

Память преподобного Сергия Радонежского Русская Православная Церковь чтит 8 октября (25 сентября по старому стилю), в день его преставления.

О жизни Сергия Радонежского известно немногое. Отцом Преподобного Сергия был поместный боярин Кирилл, служивший у ростовских удельных князей, матерью - его супруга Марья. Родители, «бояре знатные», жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни. Они очень любили Бога, ходили в церковь, старались помогать бедным, были ласковы к странникам и бездомным, кормили и поили их, оставляли у себя ночевать. Детей своих растили в любви и в строгости.

Будущий святой родился 3 мая 1314 года, при крещении он получил имя Варфоломей. Мальчик рос тихим и задумчивым, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. В возрасте 7 лет его отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром.

Первое время обучение не давалось Варфоломею, в отличие от его старших братьев, выучивших азбуку и получивших навык чтения в считанные месяцы. Учитель ругал его, родители огорчались. Отрок Варфоломей тем временем со слезами молился Богу, прося помощи. Но учеба ему никак не давалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Однажды отец попросил его последить за табуном княжеских лошадей. В какой-то момент несколько лошадей отделились от остальной группы и зашли в лес. Варфоломей немедля отправился на их поиски. В лесном урочище он вышел на пригорок, на котором рос удивительной красоты дуб. Мальчик неожиданно увидел под деревом благообразного старца, который молился.

Мальчик попросил старца помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец благословил Варфоломея, сказав: «Знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». Варфоломей попросил старца посетить дом родителей.

Родители с честью встретили гостя и накрыли для него стол. Но старец сказал, что сперва нужно вкусить духовную пищу, и повелел

Варфоломею читать Псалтырь. Отрок принялся за чтение, легко и понятно произнося псалмы, чему очень удивились его родители. Старец поведал родителям, что «…отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И что отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Напоследок старец сказал: «Сын ваш будет основателем обители Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящал молитве и соблюдал строгий пост. По средам и пятницам он голодал, в остальные дни ел хлеб и пил воду, молился ночами. Марию беспокоило поведение сына.

К 1328 года семья Варфоломея сильно обедневшая семья Варфоломея перебралась на другое постоянное место жительства – в город Радонеж. Старший брат Варфоломея через несколько лет женился. Еще при жизни родителей у Варфоломея возникло желание посвятить себя монашеской жизни. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти.

Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Варфоломей до конца их жизни он был рядом с ними и проводил их в последний путь. После этого, оставив наследство младшему брату, он ушёл из дома искать пустынное место.

Варфоломей отправился в монастырь, где служил его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», он вместе со Стефаном основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора в 12 верстах от Радонежа.

Сначала они поставили келью, а потом небольшую церковь, которая была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия. Ему было 23 года.

Трудно было жить в дремучем лесу. Дорог не было. Осенью шли дожди. Зимой избушку заносило снегом под самую крышу. Кругом бродили дикие звери. Со временем Сергий привык к своему одиночеству, полюбил лес и его тишину.

Нападения зверей угрожали Сергию. Волки стаями выли вокруг, с ревом бродили медведи, звери порой окружали и обнюхивали, но не трогали. С одним из них Сергий даже подружился. Однажды он увидел у кельи огромного медведя, слабого от голода и пожалел его. Принес краюшку хлеба, подал. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать Сергия.

Каждый день в течении года приходил к нему медведь, и Сергий делился с ним своей едой. Он отдавал зверю ровно половину своего хлеба. Если же был только один кусок хлеба, то и тогда он делил его на две части, а иногда отдавал весь кусок, предпочитая остаться голодным самому, но не отпустить медведя без еды.

Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли в народ. Года через два к нему стали приходить иноки, и вскоре составилось братство из двенадцати человек. Кельи стояли под огромными соснами, елями. Жили тихо и сурово.

Сергий подавал им во всем пример. Сам рубил кельи, таскал бревна, носил воду в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, плотничал. Летом и зимой ходил он в одной и той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек». Был первым и на православных службах.

Иноки просили Сергия принять сан священника и игумена. Он долгое время не соглашался, но, видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню».

В начале 1340-х годов был освящен первый деревянный храм во имя Святой Троицы (на его месте впоследствии была построена соборная церковь Троице-Сергиевой лавры, которую можно увидеть и в наши дни). В 1344 году Сергий стал игуменом обители.

Первые монастырские сооружения (храм святой Троицы и несколько келий) занимали лишь малую часть современной территории лавры, располагаясь в её юго-западном углу. Жизнь в монастыре по-прежнему была суровой и трудной. Сергий ввел правила для жизни иноков своей обители, запретив принимать подаяние, он постановил в уставе монастыря, чтобы все иноки питались за счет своих трудов.

Сам Сергий в игуменстве не изменился подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием: рубил лес, строил кельи, сам скатывал свечи, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу. Слава Сергия росла. В монастырь приходили желающие иноческого жития из самых разных сословий от крестьян-простолюдинов до князей. Вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.

В летописях говориться, что Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые ожесточённые сердца. Он часто примирял враждующих князей, благодаря чему многие русские князья и признали главенство Дмитрия Иоанновича.

В то время Русь терзало монголо-татарское иго. Перед боем Великий князь Дмитрий Иоаннович, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий – муж добродетельный и даром пророческим обладает».

Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти. Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Как и предсказывал Сергий битва закончилась победой русского войска.

Сергий Радонежский совершил множество чудес.

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние.

Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.

Люди приходили к Сергию из разных городов для исцеления. По преданию, святой Сергий умел одним касанием руки исцелял немощных, слепых, хромых и немых. Также известен случай, когда он излечил больного, который не мог есть, окропив его святой водой и совершив молитву Господу. Точное число таких исцелений, совершенных преподобным, не известно. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нес ребенка к игумену.

Из жития святого Сергия Радонежского известен случай, подтверждающий силу веры, любви и молитвы, обращенных от него к Богу. Однажды в монастыре, где пребывал Сергий, кончилась вода. Сергий начал молиться Богу, нашел место, окрестил его крестом и стал читать молитву и горячо просить Бога, чтобы появилась вода. Тогда произошло настоящее чудо – на этом месте пробился родник, который теперь называется Сергиевым. Известно, что родник этот источал чудеса – тот, кто с верой пил воду из этого родника, тот исцелялся.

Всё больше укреплялась обитель. Помощь в ней получали все пришедшие, никто не уходил из обители Преподобного с пустыми руками. Сам же он завещал и после своей кончины принимать как следует не только нищих и странников, но всякому просящему подавать: «Если исполните без роптания эту мою заповедь, – говорил Преподобный, – получите награду от Господа и по преставлении моем обитель весьма расширится и долгие годы будет стоять без разрушений, по благодати Христовой».

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе и благословил на игуменство преподобного Никона. 25 сентября 1392 года Сергий скончался.

Сергий Радонежский пришел на холм Маковец скромным и безвестным юношей Варфоломеем. До него здесь был лес, медведи жили в дебрях по соседству. После его смерти на холме стояла Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр России. Вокруг расчистились леса, появились поля, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч людей. Юноша Варфоломей оказался создателем не только монастыря, но и монашества в огромнейшей стране.

Сергий Радонежский основал не только Троице-Сергиеву лавру. Многие обители на Руси, возникли по его благословению, позднее были основаны его учениками и проникнутые его духом.

Нет документальных свидетельств о том, когда началось почитание Сергия. По мнению академика Евгения Евсигнеевича Голубинского (историка русской церкви), преподобный Сергий Радонежский «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы».

Начало местного почитания, видимо, было положено 18 июля 1422 года, когда были обретены нетленными мощи Сергия. Вот как об этом событии писал Пахомий Логофет: «Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб… все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением… Увидев это, все прославили Бога, ведь тело преподобного, столько лет находившееся во гробе, сохранилось невредимым». С тех пор дата обретения мощей является одним из дней памяти святого. Мощи преподобного Сергия Радонежского были положены в главный собор лавры – Троицкий.

В 1427 году на месте родительского дома святого в Варницах был основан Троицкий монастырь.

Официально к лику святых Сергий Радонежский был причислен спустя много лет. Сохранились 2 княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий Радонежский называется «преподобным старцем». Возможно, в них он указан пока как местночтимый святой. Свидетельством причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания, по мнению академика Голубинского, служит грамота митрополита Московского Ионы к князю Дмитрию Георгиевичу Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годами. В ней предстоятель Русской Церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами.

Сергий Радонежский – один из самых почитаемых русских святых, ему посвящено большое количество храмов.

Самым популярным источником сведений о Сергии Радонежском, известным памятником древнерусской литературы является знаменитое «Житие» Сергия, написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. Спустя десятилетия оно было переработано Пахомием Логофетом и дополнено новыми фактами, включая историю с обретением мощей.

Сам преподобный Сергий не оставил после себя ни единой строчки и всегда сторонился откровенного учительства. Учение преподобного Сергия Радонежского – это его жизнь. А жизнь его учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Свято-Троицкий Сергиев монастырь одна из самых почитаемых общерусских православных святынь. Он всегда был для страны примером верности Православию, силы духа и любви к своему Отечеству. Это крупнейший действующий мужской монастырь России.

Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского на холм Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году.

Начав свое существование в XIV веке в глухом заповедном лесу, обитель Сергия Радонежского переросла в лавру, а затем объединила вокруг себя слободы и поселения, которые в 1782 году по Указу Екатерины II стали городом Сергиевским Посадом.

За годы существования монастырь перетерпел много невзгод: в 1382 году на Русь пришли орды Тохтамыша, но не нашли обитель в лесах, а вот в 1408 году они всё-таки до неё дошли. Монастырь сгорел полностью, но очень быстро отстроился и возродился.

Монастырь сыграл свою роль и в Смутное время: польско-литовские интервенты осаждали его 16 месяцев, но так ничего и не добились. Минин и Пожарский собирали здесь своё Второе ополчение, в монастыре собирались пожертвования для русского войска.

Царевна Софья, а также царевичи Пётр и Иван скрывались в монастыре от стрелецкого бунта в 1682 году, а позже в нём укрывался юный Пётр, бежав из Москвы во время очередной смуты.

В России монастырь был одним из самых богатых – торговал солью, зерном и другими товарами, был финансово независимым, жертвовал большие средства в пользу русской армии. Например, в 1812 году было пожертвовано около 70 000 рублей – деньги большие по тем временам.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался постепенно на протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений. Каменные крепостные стены с девятью башнями и четырьмя воротами, придающие монастырю вид неприступной крепости, были построены всего за десять лет (1540-1550 гг.). Позднее их неоднократно реконструировали. Ныне они достигают общей длины 1120 м при высоте от 7 до 15 м.

В 1920 году Лавра была закрыта – её превратили в историко-архитектурный музей. В 1929 году была изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «Никоновский», 1420 года). На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.

К концу 1930-х годов памятники Лавры были основательно порушены, частично перестроены и приспособлены под жильё и другие не свойственные им хозяйственные нужды.

Возрождение монашеской жизни Лавры началось в 1946 году. Троице- Сергиева лавра стала местом пребывания русских патриархов (в 1983 году резиденция была переведена в московский Данилов монастырь). В 1949 году в стенах Лавры возобновила деятельность Духовная академия. В это же время началась реставрация зданий.

Сегодня Троице-Сергиева Лавра снова является духовным и религиозным центром России, и при этом остаётся уникальным музеем. Архитектурный ансамбль Лавры в 1993 году был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 году преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому. Троицкий собор – одна из вершин раннемосковского стиля древнерусского зодчества, которое соединяет в себе традиции Византии и особые качества русского мышления – поэтичность, образность, стремление к совершенству. Невысокий, четырехстолпный, белокаменный, с одной главой храм чем-то схож с богатырем из русской былины в золотом шлеме, мужественно стоящим на защите своего народа.

В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – это главная святыня обители. Мощи были обретены нетленными (сохранившиеся) через 30 лет после смерти Преподобного Сергия.

Внешний вид храма скромен и лаконичен, а всё его богатство – росписи и украшения сосредоточены внутри. Иконостас в пять ярусов для Троицкой церкви расписывал сам Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным.

Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу», являющаяся на сегодня величайшим произведением православной иконописи.

Икона находилась в соборе до 1917 года. После реставрации, проведённой в 1918-1919 годах, находилась в Сергиево-Посадском музее, а в 1929 году была передана Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия).

Андрей Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень сильно разрушены.

Храм Святой Троицы, уникальное здание. Оно не так сильно охлаждается в зимнее время от мороза, как прочие каменные церкви, и люди в нем не страдают от холода. Кроме того, внутри алтаря Святыня не замерзает даже в лютые морозы, согревается невидимой силою как от солнечного тепла, и руки служащих, по их словам, не зябнут.

Успенский собор

Успенский собор на центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но в несколько увеличенных размерах. Белоснежный, с яркими синими и золотыми куполами-луковицами, Успенский собор – самый нарядный и самый большой храм монастыря. Строительство собора продлилось 26 лет.

В 1606 году здесь были погребены русский царь Борис Годунов с женой и сыном.

Внутреннее убранство собора – богато и величественно. Великолепный позолоченный иконостас состоит из пяти ярусов икон – их здесь 76. В XVII веке собор был расписан ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный

вид. В дальнейшем собор неоднократно перестраивали.

Крест главного купола Успенского собора – самый крупный и сложный по орнаменту. Центральный медальон напоминает щит, из которого выходят двенадцать копий, а венчает крест корона. Успенский собор строился по образу и подобию московского, и значение у него было государственное: символ власти и побед Ивана Грозного. Корона и щит трактуются как регалии Царя небесного.

С внешней стороны перекладин к кресту прикреплено множество шариков, похожих на бубенчики. Символически они изображают капли крови, пролитые Иисусом Христом на кресте.

Успенский кладезь с часовней (Надкладезная часовня)

К числу самых красивых часовен России, несомненно, относится Надкладезная часовня.

Успенский кладезь с часовней был устроен в 1644 году у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII века.

Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца XVII века, богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью.

Внутренняя роспись интерьера часовни и иконы относится к XIX веку.

Строгие белые стены величественного Успенского собора, рядом с которым расположена Надкладезная часовня, подчеркивают праздничность ее убранства.

Сень над крестом

Сень возведена на месте обретения чудотворного источника в конце XVII века.

Бассейн для освящения воды, с сенью над ним в виде изящного шатра с куполом и крестом, был сооружен в 1872 г. на Соборной площади рядом с Надкладезной часовней. В центре бассейна установлен крест, из горизонтальной перекладины которого в бассейн стекает целебная вода, поступающая из Успенского кладезя.

Чугунный бассейн представляет собой большую чашу на тумбе. В бассейне совершается освящение воды в день Богоявления, в Преполовение и 1 августа.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи

Xрам был возведен в 1693-1699 годах на месте разобранной надвратной церкви (1513 г.) во имя преподобного Сергия Радонежского, престол которой был перенесен в церковь с Трапезной палатой. Надвратная церковь получила новое имя: церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Строилась она на деньги «именитого человека», купца и мецената Г. Д. Строганова.

Золоченые главки имеют сложную, многогранную форму. Пожар 1746 года уничтожил всю утварь и украшения храма. При восстановлении его внешний облик приобрел еще более нарядный вид. Кроме разноцветной покраски, многие детали были покрыты червонным золотом, а купола получили модные рифленые очертания. Яркая и оригинальная постройка виднеется издалека и указывает на великолепие монастырского ансамбля.  

Церковь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Память о двух чудотворных старцах запечатлена в храмовом сооружении, расположенном в северо-западной части Троицкого монастыря. Основатели Соловецкого монастыря прославились в истории православия множеством добрых и трагических предсказаний, внесли большой вклад в развитие христианства на Русском Севере.

В ходе строительства церкви Зосимы и Савватия (1635-1637 гг.) одновременно возводились больничные палаты монастырской лечебницы. Они предназначались для пребывания в них престарелых, слабых здоровьем монахов, именуемых в описи 1641 года «больничными старцами». Храм в честь соловецких чудотворцев – интереснейший памятник религиозного зодчества первой половины 17 века. Это единственная шатровая церковь монастыря.

Келарь Соловецкого монастыря, осуществлявший строительство объекта, выбрал шатровую форму завершения по аналогии с Преображенским собором Соловецкого монастыря. Поясные орнаменты из кокошников продолжают декоративные традиции украшения фасадов более древних святынь монастыря. На поливных изразцах, декорирующих фасад, изображены воины и пушки в память о героической обороне монастыря во время польской осады.

Церковь преподобного Сергия с Трапезной

Подлинная жемчужина архитектурного ожерелья Лавры – красивейшее грандиозное строение, созданное в модном стиле той эпохи «нарышкинского» барокко и восхищающее изумительным декором фасадов. Храм преподобного Сергия, строительство которого началось в 1686 году, расположен на месте деревянных построек, старого кладбища и Царицыных палат.

Возведение Трапезный храм завершилось в 1692 году, к 300-летию со дня смерти Сергия Радонежского. Расположение здания на высоком склоне, на подклете, добавляет ему величественной высоты.

Стены центрального фасада обильно украшены колоннами и полуколоннами. Миниатюрные витые колонны обрамляют двери и

окна. Фигурные наличники, карнизы, раковины, рельефная резьба, лепнина создают впечатление пышной помпезности.

Настенные росписи, лепнина внутреннего пространства Трапезного храма были выполнены в XVIII веке. Свет щедро льётся сквозь широкие окна, освещая зал тёплым сиянием. Масштабные реставрационные работы, проведённые в святилище в 2012-2015 годах, направлены на сохранение прекрасного архитектурного наследия прошлого. Была воспроизведена живопись алтаря и лепной узор.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии

Церковь расположена позади колокольни. Она воздвигнута вместо бывшей поварни, стену которой ранее украшала чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии. Согласно легенде, одному увечному монастырскому псаломщику с иссохшими руками, было видение этой иконы, после которого наступило исцеление.

О произошедшем чуде доложили Анне Иоанновне, она приказала поварню преобразовать в церковь чудодейственной иконы. Сооружение простояло недолго, существующее сейчас, был построено с 1745 по 1748 год по проекту архитектора Д. В. Ухтомского.

Это круглая церковь, созданная в стиле елизаветинского барокко, очень гармонично вошедшая в храмовый ансамбль Лавры. Очень примечательно внутреннее убранство храма, где присутствует и мрамор, и роспись голубой краской, и множество жемчужных, золотых и серебряных украшений, и даже несвойственные русской церкви скульптурные изображения святых.

Колокольня

Высота колокольни составляет 88 м. Пятиярусная колокольня, отличающаяся изяществом и изысканностью убранства, является одним из красивейших памятников русской архитектуры XVIII века.

На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, сильно пострадавшее в 1930 годы, когда были разбиты 25 колоколов, в том числе и самый большой на Руси – Царь-колокол, весом 64 тонны. Вес вновь отлитого в 2003 г. для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72 т.

Колокольня завершила формирование уникального архитектурного ансамбля лавры, объединив все другие архитектурные сооружения соборной площади.

Миллионы людей со всего мра приезжают в Троице-Сергиеву Лавру – одни помолиться, другие– почувствовать сердцем русскую историю, третьи – просто посмотреть на эту несказанную красоту. Глядя на этот символ мощи и красоты России нам трудно себе представить, что всё это великолепие началось с одного человека.

Книги о Сергии Радонежском

  1. 1.Калашников, В. И. Легенды русских монастырей / В. И. Калашников ; худож. А.Чаузов. - Москва : Белый город, 2002. - С. 4-8. (История России).

  1. 2.Клягина, Н. Н. Заступник земли русской / Наталья Клягина // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев. - 2014. - N 6. - С. 63-67.

  1. 3.Низовский, А. Ю. Православные храмы и монастыри : Москва и Петербург; Центральная Россия и Поволжье; Север и Северо-Запад Руси; Православная Сибирь / А. Низовский. - Москва : Вече, 2005. – С 130-138. - (Наши традиции).

  1. 4.Никон, Рождественский. Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца / Архиеп. Никон (Рождественский). - Москва : Трифонов Печенг. монастырь: Ковчег, 2002. - 430,[1] с.

  1. 5.Путь на Маковец : Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого ; учебное пособие. Москва : «Международные отношения», 1993. – 174,[2] с. : ил.

  1. 6.Русские святые / Жития собрала монахиня Таисия. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 527-535.

  1. 7.Сергий Радонежский - отец земли русской // Наш Филиппок : журнал. - 2015. - N 1/2. - С. 4-13.

  1. 8.Сергий Радонежский // Детская энциклопедия : журнал. - 2011. - N 2. - С. 67-71.

  1. 9.Сергий Радонежский : История о великом святом / Н. В. Скоробогатько. - Москва : Белый город, 2001. - 11 с. : ил. - (Рассказы по истории). 

  1. 10. Сергий Радонежский / Н. С. Борисов. - Москва : Молодая гвардия, 2004. - 296,[3] с. : ил. - (Жизнь замечательных людей).

  1. 11. Скоробогатько, Н. В. Русские святые / Н. В. Скоробогатько. - Москва : Белый город, 2004. – С. 16-17. - (История России). 

  1. 12. Увлекательное путешествие Анечки и Ванечки в Троице-Сергиеву Лавру : [для мл. и ср. шк. возраста] / ред.- сост. М. А. Мошковская. – 2-е изд. – Москва : Даръ, 2013. 32 с. : : ил. –(Православные книги для детей).

При подготовке памятки были использованы

материалы с сайтов:

     Все учение — жизнь. Преподобный Сергий Радонежский. - Текст : электронный // Правмир : [сайт]. - 2024. - https://www.pravmir.ru/vse-uchenie-zhizn/ (дата обращения: 04.04.2024)

     12 духовных наставлений преподобного Сергия Радонежского. - Текст : электронный // Свято-Троицкая Сергиева Лавра : [сайт]. - 2024. - URL: https://stsl.ru/news/all/12-dukhovnykh-nastavleniy-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo (дата обращения: 25.03.2024)

     Зайцев, Б. Житие Сергия Радонежского / Борис Зайцев. - Текст : электронный // Правмир : [сайт]. - 2024. - URL: https://www.pravmir.ru/zhitie-sergiya-radonezhskogo-v-pereskaze-borisa-zajceva/?ysclid=ltoavil436761854287 (дата обращения: 20.03.2024)

     Житие прп. Сергия Радонежского в картинах русских художников. - Текст : электронный // Храм преподобного Сергия Радонежского : [сайт]. - 2024. - URL: http://sergeyrad.moseparh.ru/zhitie-prp-sergiya-radonezhskogo-v-kartinax-russkix-xudozhnikov/ (дата обращения: 01.04.2024)

     Преподобный Сергий Радонежский, игумен. - Текст : электронный // Азбука веры : [сайт]. - 2024. - URL: https://azbyka.ru/days/sv-sergij-radonezhskij (дата обращения: 20.03.2024)

     Сергий Радонежский. - Текст : электронный // История.РФ : [сайт]. - 2024. - URL: https://histrf.ru/read/biographies/sierghii-radoniezhskii (дата обращения: 25.03.2024)

     Сергий Радонежский. - Текст : электронный // Русская вера : [сайт]. - 2024. - URL: https://ruvera.ru/sergiiy_radonejskiiy?ysclid=ltobd2m32t712188585 (дата обращения: 28.03.2024)

     Сергий Радонежский. - Текст : электронный // Древо, открытая православная энциклопедия : [сайт]. - 2024. - URL: https://drevo-info.ru/articles/153.html?ysclid=ltobhkp1k2876170849 (дата обращения: 28.03.2024)

Свято Троице-Сергиева Лавра. - Текст : электронный // Russo Travel : путеводитель по России : [сайт]. - 2024. - URL: https://russo-travel.ru/landmark/sergiev-posad/troitse-sergieva-lavra/?ysclid=lv0vez6xzg823746657 (дата обращения: 02.04.2024)

Архитектурный ансамбль. - Текст : электронный // Свято-Троицкая Сергиева Лавра : [сайт]. - 2024. - URL: https://stsl.ru/about_lavra/ (дата обращения: 03.04.2024)

           Фотографии взяты из открытых источников.

Памятка подготовлена

Шмелёвой С. А., гл. библиографом ЦДБ.

Ответственный за выпуск: Петрова О. С. заместитель директора

МБКПУ «Печенгское МБО» по работе с детьми.