• 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg

С Петербург

Санкт-Петербург - довольно молодой город, можно даже сказать юный, ему всего немногим больше трехсот лет. Несмотря на молодость, история Санкт-Петербурга удивительно богата и насыщенна, изобилует событиями, переплетена с деятельностью выдающихся людей. Более двух веков он был политической и административной столицей Российской империи.

Санкт-Петербург является вторым по величине городом России, и самым крупным из всех северных городов мира. Как и Москва, он имеет федеральное значение и является значимым промышленным, научным и культурным узлом России.

Санкт-Петербург – город многочисленных музеев и памятников, изумительных архитектурных ансамблей и величественных дворцов, парков и садов, многочисленных мостов и каналов. Он покоряет своей величественной красотой, очаровывает таинственной совершенностью и подёрнутой мистикой жизнью.

Санкт-Петербург имеет великолепный исторический центр, в котором практически каждое здание является произведением искусства и имеет свою историю.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников - первый в России (и СССР) объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, который привлекает массы туристов.

В 2016 году эксперты премии World Trevel Awards признали Санкт-Петербург главным культурным и туристическим направлением в мире.

Начинался город с реки Невы. Нева подготовила идеальное место для крепости, которая была заложена здесь Петром I в ходе Северной войны, растянувшейся на 21 год.

Крепость была названа "Санкт-Петербург", в честь апостола Петра - хранителя ключей от рая и небесного покровителя императора. Позднее крепость стала называться Петропавловской, а первоначальное имя перешло к городу, возникшему под её прикрытием.

Дата 16 мая 1703 года считается днём основания Санкт-Петербурга. Все первые десять лет город строился как крепость, морской торговый порт, стоянка Балтийского флота. Морская торговля превращала город в центр экономической жизни, средоточие промышленности и ремёсел.

Петропавловская крепость

Северная война со шведским королем Карлом XII, по замыслу Петра I должна была открыть выход России к Балтийскому морю - «прорубить окно в Европу». В 1703 году Петру I удалось отбить клочок древней русской земли, в свое время захваченной шведами. Эта земля называлась на немецкий манер Ингерманландия. Именно тут решил Петр строить новую крепость.

Петр I долго искал место для крепости. Существует легенда, что во время осмотра Заячьего острова он, вдруг остановившись, вырезал два пласта дерна - положил их крестообразно и сказал: «Здесь быть городу». Затем начал копать яму, в которую поставили высеченный из камня ящик. Ящик прикрыли каменной плитой с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург».

На месте закладки города Петр установил подобие ворот с перекладиной. В это время в воздухе появился орел и стал парить над царем. Петр взял его, посадил на руку и вошел в ещё не существующий город. На самом деле на Заячьем острове (по-фински Ени-саари) был заложен не город, а крепость. Город возник позже под ее защитой на соседнем Березовом острове. Некоторые исследователи утверждают, что Петр при этом не присутствовал (как установили историки, с 11 по 20 мая его на месте будущего города вообще не было). Скорее всего всем руководил Александр Данилович Меншиков.

Остров на реке Неве был выбран не случайно. Он находится в самом широком месте реки, где она впадает в Финский залив, из которого есть выход к Балтийскому морю. Таким образом крепость закрывала проход кораблей по реке в глубь страны.

По проекту итальянского архитектора Доменико Трезини было выстроено шесть бастионов - укреплений пятиугольной формы. Между бастионами возвели крепостные стены–куртины.

В стенах располагались казематы, где хранилось оружие, располагались солдаты. Для вылазки за пределы крепостных стен были устроены подземные ходы, а в стенах - тайные ходы.

В начале крепость строили из дерева, позже переделали из кирпича. Северную же часть (по приказу Екатерины II) облицевали гранитом. Стены крепости широкие (до 20 метров) и высокие (до 12 метров). В наши дни на стенах крепости устроены специальные мостки для прогулок, с которых открывается невская панорама.

Шведы напали на город еще один раз в 1704 году с суши и моря, но были разбиты. Больше атак на Петропавловскую крепость не было, неприступная крепость утратила свое военное значение и стала использоваться как тюрьма.

Долгое время тюрьма Петропавловки была главной политической тюрьмой России. Для коменданта крепости был выстроен специальный дом. В нём были его квартира и канцелярия, велись допросы заключённых.

Сегодня, как и прежде, в Петропавловской крепости стоят пушки. И не только стоят, они - стреляют! Каждый день в полдень, петербуржцы сверяют по ним свои часы.

Крепость находится на острове, а значит попасть в нее можно по одному из мостов Иоанновскому или Кронверкскому. У Иоанновского моста в 2003 году установили памятник зайцу. По одной из легенд заяц, спасавшийся от наводнения, прыгнул на сапог Петру I, вышедшему из лодки. Так много было на острове зайцев! Петербуржцы говорят, что если бросить монетку так, чтобы она упала на ледорез рядом с зайцем, то сбудется заветное желание.

Петропавловский собор

Самое высокое и одно из самых известных сооружений в Северной столице - Петропавловский собор. Высота собора - 122,5 метров, высота шпиля - 40 метров.

Фигура, венчающая шпиль - уже четвертая в истории Петербурга. Первый ангел (который словно парил над землей) появился в 1724 году, его создателем стал Доменико Трезини. В 1756 году в деревянный шпиль собора ударила молния, вместе с ним «погиб» и ангел. Новый шпиль был воздвигнут в 1774 году, но спустя три года крылья ангела были оторваны ветром огромной силы. Было принято решение отказаться от идеи «летящего» ангела, поэтому установленный в 1778 году ангел был прикреплен к основанию креста, но при этом он был способен вращаться вокруг оси, подобно флюгеру. Этот ангел парил над Петербургом почти семьдесят лет, но в 1857 году было решено вместо деревянного шпиля установить металлическую конструкцию. Был изготовлен позолоченный шпиль, увенчанный фигурой ангела высотой 3,2 метра и с размахом крыльев почти 4 метра, который словно благословляет город и сегодня. В 90-е годы 20 века специалисты отреставрировали фигуру ангела, поднявшись к нему на вертолетах.

С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу. В храме никогда не проводились такие обряды как венчание или крещение. Проходили только отпевания над усопшими. С лета 1708 года, еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все члены семьи Петра I. Петр Первый похоронен у южной стены собора. К концу XIX века в храме практически не оставалось места для новых погребений. В 1896 году рядом с собором была построена Великокняжеская Усыпальница.

В 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.

Ботный домик

«Святой Николай» - первый деревянный ботик Петра I. Английский ботик был приобретён двоюродным братом деда Петра боярином Никитой Ивановичем Романовым для речных прогулок. В 1688 году царь Пётр I нашёл его в одном из амбаров в Измайлове. Голландский корабельный мастер Карштен Брандт исправил ботик, поставил на нём мачту и парус, спустил его на реку Яузу. Здесь Пётр освоил управление лодкой. Затем ботик был перевезён на Просяной пруд в Измайлове. 

Примерно до 1701 года ботик находился в Измайлове, а потом хранился в Кремле. Празднуя в январе 1722 года в Москве подписание Ништадтского мирного договора, царь Пётр вспомнил давнюю молодость и сделал ботик памятником, водрузил его на деревянную тумбу, а 7 февраля того же года вышел указ царя, содержащий повеление хранить навеки остатки кораблей, яхт и галер, построенных для Переяславского озера и на которых царь впервые изучал морское дело. Ботик в мае 1723 года доставлен из Переяславля в Санкт-Петербург, где участвовал в ряде торжественных мероприятий.

Ботик поместили под навес в Петропавловской крепости, а в 1761 году архитектор А. Ф. Вист соорудил для хранения «дедушки русского флота» в крепости небольшой Ботный домик. Строительство началось в 1762 году и продолжалась пять лет. В июле 1767 года императрица Екатерина II приказала перенести ботик в новый павильон «без всякой церемонии». Архитектор не рассчитал размер проёма дверей, поэтому потребовалось разбирать проём и стены дома, чтобы занести бот в помещение.

В Ботном доме ботик хранился с 1767 по 1931 годы, затем он был перевезен в Петергоф, а в 1940 году поступил в Центральный военно-морской музей, в котором и находится по настоящее время. Во время Великой Отечественной войны ботик был эвакуирован. 16 июля 1941 года на речной барже ботик был доставлен в г. Ульяновск, а в марте 1946 года вернулся в музей по железной дороге.

К 300-летию Российского флота была изготовлена копия «Дедушки русского флота» в натуральную величину. Это судно участвовало в морском параде на Неве 26 июля 1996 года, а с 1997 года установлено в Ботном доме.

Монетный двор

Монетный двор один из крупнейших в мире по чеканке монет, в том числе памятных и юбилейных из драгоценных металлов, а также по изготовлению орденов, медалей, знаков отличия и других изделий из цветных металлов и их сплавов.

Основан Петром I в 1724 году на территории Петропавловской крепости. Тогда своим именным указом Пётр Великий повелел «золотую монету в Санкт-Петербурге делать в крепости». В этом году на рублёвиках впервые появилась аббревиатура «с.п.б.», ставшая опознавательным знаком санкт-петербургской чеканки до 1914 года.

Первоначально «казармы для распространения монетного дела» находились в куртине между Екатерининским (Нарышкиным) и Трубецким бастионами. В 1798—1806 гг. для Монетного двора было построено специальное здание, во время его строительства производство находилось в Банковском монетном дворе. Сохранился чертёж архитектора Антонио Порто, позволяющий считать его автором проекта.

Является одним из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга.

Городские постройки Санкт-Петербурга

Строительство основных городских построек шло за пределами крепости по берегам реки, для чего осушались болота в дельте Невы. Строительством нового города руководили приглашённые Петром в Россию иностранные инженеры. В 1710 году столицу переводят из Москвы в Санкт-Петербург, в 1712 году переезжают царская семья и Двор, главные государственные учреждения.

При строительстве Санкт-Петербурга Пётр I стремился создать "регулярный город", с чёткой планировкой, застроенный по типовым проектам - некое подобие Амстердама или Венеции. По приказу императора архитекторы Ж. Б. Леблон и Д. Трезини разработали планы новой столицы.

Всё в Петербурге было ориентировано на Европу и, казалось, делалось по её образу и подобию. Но видно, что-то было заложено в самом питерском характере. Характере необычном, самобытном. Город приобрёл власть над творчеством архитекторов чужих краёв. Он не похож не на один город в мире.

Зимний дворец

Петр Великий владел участком на берегу Невы. В 1708 году на нем строится деревянный «Зимний дом» - небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный Зимней канавкой. Канал соединил реку Неву с рекой Мойкой.

В 1716 году по приказу царя приступили к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки. Строительство возглавил Трезини. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли. Для осуществления проекта были приобретены несколько стоявших рядом домов. И в 1732 году началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на Дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено. В четырёхэтажном здании было около 70 парадных залов, более 100 спален, галерея, театр, множество лестниц, служебных и караульных помещений, а также комнаты дворцовой канцелярии.

Новой императрице Елизавете Петровне захотелось иметь дворец больших размеров. Четвертый дворец являлся временным, деревянным сооружением. Был построен в 1755 году, а уже в 1762 году он был разобран. С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв. м. Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки.

Строительство дворца закончилось уже при Екатерине II. Императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством И. И. Бецкого.

Со стороны Дворцовой площади был обустроен Тронный зал, перед ним появилось помещение для ожидания - Белый зал. При Екатерине в Зимнем дворце был сооружён зимний сад, Романовская галерея. Тогда же завершилось формирование Георгиевского зала. В 1764 г. в Берлине через агентов Екатерина приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж».

Пожар в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года стал одним из самых грандиозных пожаров в истории Российской империи. Полностью выгорели второй и третий этажи Зимнего дворца; были утрачены многочисленные рукописи и хроники, относившиеся к событиям российской истории, потеряны многочисленные произведения искусства и быта. Пожар длился около 30 часов, а само здание тлело почти три дня. На реставрацию дворца ушло более двух лет.

Современное трёхэтажное здание фасадами обращено к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придаёт пышная отделка фасадов. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана Растрелли. Различно скомпонованные фасады, сильные выступы, ступенчатые углы создают впечатление торжественности и великолепия. Зимний дворец всё время перекрашивали в разные цвета. Был он красным и розовым, желтым и серым. Свой оригинальный, бледно-зеленый цвет, дворец приобрел только в 1946 году.

Сейчас в Зимнем дворце располагается Государственный Эрмитаж – крупнейший музей нашей страны, один из величайших музеев мира, гигантское собрание произведений искусства и памятников культуры народов мира с древнейших времен до середины XX века. Музей был создан в 1764 году на основе коллекции императрицы Екатерины II. Сегодня в музее хранится около 2 миллионов 700 тысяч подлинных вещей, из них почти 65 тысяч представлено в экспозиции. Экспонаты размещены в четырех зданиях и занимают 400 залов.

Дворцовая площадь

Говоря о Зимнем дворце, нельзя не сказать о Дворцовой площади - главной площади Санкт-Петербурга. На Дворцовой площади проводятся концерты, массовые мероприятия, это самое популярное место в Санкт-Петербурге среди туристов. Название площади дал Зимний дворец.

Архитектурный ансамбль площади сформировался во второй половине XVIII - первой половине XIX века.

Вдоль южной границы площади в 1819 -1829 гг. было воздвигнуто дугообразное здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси), корпуса которого протянулись на 580 метров. Два крыла связаны между собой Триумфальной аркой, состоящей из трех связанных между собой арок.  

Арки расположены не строго одна за другой, поэтому если выходить сквозь них на Дворцовую площадь, величие и простор ее будут представать пред взором постепенно. На вершине арки застыла колесница, запряженная шестеркой коней, которыми правят двое воинов в римских доспехах. В повозке стоит богиня Слава с лавровым венком в одной руке и штандартом в другой (авторы произведения –скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов).

В 1837-1843 гг. на площади было построено здание штаба Гвардейского корпуса. Перед архитектором А. П. Брюлловым стояла сложная задача - возвести новое строение, которое бы гармонично вписалось в ансамбль площади. Четырехэтажное нейтральное здание прекрасно справляется со своей функцией и изящно замыкает ансамбль Дворцовой площади с восточной стороны.

Александровская колонна

В центре площади возвышается Александровская колонна без которой ансамбль Дворцовой площади не был бы законченным. Колонна и Триумфальная арка Главного штаба посвящены победе России в войне с Наполеоном.

Колонна - крупнейший в мире гранитный монолит, стоящий под тяжестью собственного веса. Общая высота, включая постамент и фигуру ангела с крестом - 47,5 м. Высота ствола колонны - 25,58 м, диаметр: внизу - 3,5 м, вверху - 3,15 м. Вес - 600 т. Высота фигуры ангела - 4,2 м, креста - 6,3 м. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. На самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и в 140 метрах от арки здания Главного Штаба.  

Колонну установили по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Она была создана по проекту Огюста Монферрана. С того самого времени многие поэты (А. С. Пушкин, В. А. Жуковский) воспевали этот шедевр архитектуры, о нем писали историки и ходили легенды.

Памятник выполнен из красного гранита, обработанного недалеко от Выборга. Руководил работами техник-самоучка 20-летний Василий Яковлев. Если не получится сделать первый монолит, он поклялся безвозмездно «отбить второй и третий, и так до тех пор, пока потребный камень не займет своего места на Дворцовой площади».

Монолит высекали в 1830-1831 годах. А из найденной в районе Летсарма глыбы изготовили гранитный блок в 25 тысяч пудов для пьедестала (почти 400 тонн).

Сначала в Петербург доставили пьедестал. А вот, когда приступили к транспортировке колонны, произошла авария. Опоры причала не выдержали веса колонны, и она чуть не рухнула в воду. К счастью, обошлось без пострадавших. В судно ее загружали 600 солдат. До Петербурга судно с ценным грузом буксировали два парохода. В город колонна прибыла 1 июля 1832 года.

Подъем колонны производился 30 августа 1832 года с помощью построенных деревянных лесов. На установку колонны на постамент ушел всего 1 час 45 минут, а участвовало в ней 2000 солдат и 400 рабочих. Требовалась ювелирная точность, чтобы не допустить ни малейшего отклонения от вертикали и от центра пьедестала. Колонна не укреплена на фундаменте, она стоит без дополнительных опор и держится только за счет точного расчета и под действием собственной силы тяжести. Общий вес сооружения – 704 тонны.

На вершине колонны расположена скульптура ангела работы скульптора Б. Орловского. Лицу ангела он придал черты Александра I, что было сделано по требованию Николая I. Попирающий змею ангел на вершине колонны символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над Наполеоном. Барельефы на пьедестале Александровской колонны символизируют отвагу российской армии. Открытие памятника состоялось по завершению всех работ 11 сентября 1834 года.

В народе ходили рассказы о том, что первое время после установки Александровской колонны многие дамы не подходили близко к ней, так как боялись, что сооружение упадет. Они даже обходили площадь по периметру. Чтобы развеять страхи горожан, архитектор Монферран взялся каждое утро прогуливаться с собачкой прямо под колонной. Это правило он соблюдал неукоснительно до самой смерти.

Долгое время по городу ходила легенда о том, что Санкт-Петербург стоит на месте обширного нефтехранилища, которое ближе всего подходит к поверхности земли именно в районе Дворцовой площади. Говорили, что специалистам это было известно еще в 19 веке. Они и посоветовали использовать тяжелую Александровскую колонну в качестве "затычки". Многие верили, что, если отодвинуть колонну, из земли якобы забьет фонтан нефти.

Казанский Собор

Казанский собор посвящен иконе Богородицы - покровительницы императорского дома и защитницы земли русской.

В соборе хранится один из двух самых почитаемых списков (копия) Казанской иконы Божьей Матери - одной из главных святынь русского народа. Эта Чудотворная икона с самого основания династии Романовых считалась иконою, охраняющей царствующий дом. В 1709 году Петр I со своим войском молился перед иконой. Победу в Полтавском сражении приписывают именно заступничеству иконы Казанской Божьей Матери. Петр I счел, что новой столице России нужна своя святыня. По приказу императора один из старинных списков иконы в 1721 году перевезли в Санкт-Петербург.

Императрица Анна Иоанновна в 1736 году повелела выстроить на пересечении Невского проспекта и Мещанской улицы каменную церковь и перенести туда святыню. Рождественская церковь находилась на месте, где сейчас разбит сквер перед Казанским собором.

В 1767 году императрица Екатерина II пожертвовала свою бриллиантовую корону для украшения оклада иконы.

К концу 18 века здание церкви обветшало и перестало соответствовать парадному облику Невского проспекта. И в ноябре 1800 года по результатам конкурса проектов нового храма, был утвержден проект, исполненный архитектором А. Н. Воронихиным.

8 сентября 1801 года состоялась торжественная церемония закладки здания Казанского собора, на которой присутствовал император Александр I. Примечательно то, что в строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Возведение храма заняло десять лет, а окончательная стоимость проекта составила 4,7 миллиона рублей, огромные по тем временам деньги. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Перед горожанами предстал величественный храм. Собор украшали уникальные колонны, образующие огромную колоннаду из 96 колонн, поставленных в четыре ряда в виде дуги. Колонны высечены из огромных гранитных монолитов, весом до тридцати тонн каждая. Высота колонн - 13 м, толщина внизу около 4 м, толщина наверху - 3 м. При создании купола, имеющего диаметр семнадцать метров, А. Н. Воронихиным впервые в практике мирового строительства была разработана и применена металлическая конструкция.  

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Основная сложность проектирования состояла в том, что по церковному канону главный фасад и вход в храм должны находиться на западной стороне, а алтарь – на восточной.

Но по условиям конкурса здание должно было быть обращено к центральной магистрали города, Невскому проспекту, то есть на север. Воронихин разрешил эту проблему, оформив площадь, выходящую на Невский проспект, полуциркульной колоннадой из 96 поставленных в четыре ряда колонн, сделав боковую северную часть Казанского собора парадной.

Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года. В 1812 году Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери, сразу после назначения его главнокомандующим. 22 октября, в день празднования дня Казанской иконы Божьей Матери, русские войска одержали первую победу над французами. После войны храм превратился в национальный Памятник победы и хранилище воинских реликвий. Сюда свозили трофеи, в том числе армейские знамёна и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоёванных городов, маршальские жезлы. В 1813 году в соборе был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

В 1837 году, в честь 25-ой годовщины разгрома Наполеона, на площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.

После 1917 года с купола собора сняли крест и на его место установили позолоченный шар со шпилем. Петербургский список чудом уцелел в 1922 году, когда большевики конфисковали иконостас и ризу иконы. Настоятель Казанского собора протоирей Николай Чуков спас икону, заявив, что оригинал был украден, а этот список такой ценности не имеет. На сегодняшний день именно он хранится в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. В 1932 году здесь был открыт музей истории религии и атеизма.

Несмотря на отношение к религии в СССР, Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь в победе в Великой Отечественной войне. По преданию, маршал Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души». Во время блокады Ленинграда собор значительно пострадал от бомбежек, но утренние и вечерние богослужения в храме не прерывались ни на один день. По благословению церковного священноначалия за каждой литургией читалась особая молитва о помощи Божией и даровании победы. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт здания собора.

В 1991 году Казанский собор вновь был открыт для богослужений. Это один из самых популярных и значительных храмов Петербурга, где часто проходят службы с участием высших чинов церковной иерархии.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор (Собор преподобного Исаакия Далматского) - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.

В конце 1706 года Петр I распорядился подыскать подходящее помещение для церкви. Этим храмом царь пожелал увековечить имя своего ангела-хранителя - Петр I родился в день поминовения св. Исаакия Далматского.

Первая Исаакиевская церковь была создана под руководством графа Ф. М. Апраксина. Это был переоборудованный под храм чертежный амбар размером 9 х 18 м. Шпиль церкви венчал крест, на башне подвесили небольшие колокола. Петр Алексеевич придавал этому храму большое значение. Именно здесь 19 февраля 1712 года состоялось его венчание с Екатериной Алексеевной (Екатериной I). С 1723 года по специальному указу императора только в Исаакиевской церкви должны были принимать присягу моряки Балтийского флота.

Вторая Исаакиевская церковь была заложена в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала. Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви. Для храма выбрали место ближе к Неве. Однако место выбрали неудачно. Берега Невы не были укреплены гранитом, и оползание грунта вызвало осадку здания, трещины в стенах и сводах собора. К тому же в мае 1735 года от удара молнии церковь загорелась, и пожар довершил начавшееся разрушение. Восстановить храм было невозможно. Вскоре его пришлось разобрать.

В 1761 году Исаакиевский собор начинает строиться вновь. Строительство собора затянулось на 40 лет. Из-за смены правителей, нехватки денег и замены архитекторов сооружение получилось нелепое. Ещё при строительстве оно вызывало массу насмешек. Только 30 мая 1802 года храм освятили. Огромное сооружение в центре города не только портило его внешний вид, но и явно порочило честь государства и лично императора.

В 1809 году император Александр I издал приказ об объявлении конкурса на создание нового храма при условии, что все три алтаря будут сохранены. Однако, все заявленные проекты не получили одобрения. Через девять лет был представлен проект О. Монферрана. Все условия были соблюдены - храм предполагалось видоизменить, а не строить заново.

Фундамент храма сооружался около 5 лет, в работах приняли участие около 125000 человек. В это же время на берегу Финского залива, неподалеку от Выборга готовили гранитные монолиты для колонн собора.

Для перевозки гранитных заготовок на одном из заводов С-Петербурга были построены специальные баржи. Каждую баржу буксировали два парохода до пристани у Сенатской площади, где заготовки выгружали и доставляли на строительную площадку по впервые использованному в России рельсовому пути. Здесь каменотесы придавали колоннам окончательную форму.

Установка одной 17-метровой колонны диаметром 1,8 метра и массой 114 тонн занимала 40-45 минут. Было установлено 48 таких колонн.

Следующим этапом строительства стало возведение стен. По своей толщине стены Исаакиевского собора превосходят стены других сооружений города, северная и южная достигают 5 м, западная и восточная - 2,5 м. В 1836 году фасады начали облицовывать мраморными плитами толщиной около 5 см.

Золоченый купол Исаакиевского собора по своим размерам единственный в своем роде не только в России, но и в мире. Диаметр купола - более 25 м. Традиционную в то время кирпичную кладку купола заменили металлическими конструкциями. После возведения основания купола собора в 1837 году вокруг него установили 24 гранитные колонны массой более 60 т каждая. Поднимали их на высоту 43 м по наклонному настилу, устроенному внутри здания. Всего здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров.

В 1843 году строительство здания собора завершилось. Работы по его внутреннему художественно-декоративному оформлению здания начались ещё во время его строительства в 1841 году. Над картинами работали знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов.

В левом углу барельефа западного фасада небольшая полуобнажённая фигура с гордо поднятой головой и моделью собора в руках. Это портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана.

Строительство Исаакиевского собора продолжалось с 1818 по 1858 год. Это было самое большое строительство в России. В нем приняли участие почти 500 000 человек: каменотесов, плотников, камнерезов, лепщиков, кузнецов, скульпторов и живописцев. После революции 1917 года убранство и украшения собора довольно сильно пострадали, оттуда была изъята серебряная и золотая утварь, сняты все доступные золотые детали. Сама церковь стала помещением для антирелигиозного музея.

В годы Великой Отечественной войны увезти все из города было невозможно. Один офицер предложил организовать хранилище в помещениях и подвалах Исаакиевского собора. По его мнению, немцы при обстрелах города должны были ориентироваться по куполу собора. Так оно и случилось. Ориентир не тронули, а все сокровища пролежали в Исаакиевском соборе нетронутыми. На Исаакиевской площади выращивали капусту. Во время налетов собор служил так же бомбоубежищем.

На сегодняшний день Исаакиевский собор один из самых лучших православных соборов на территории Европы. Кроме того, собор по праву считается одним из самых посещаемых музеев в Санкт-Петербурге. Гости государственного музея-памятника имеют шанс подняться на колоннаду купола собора и с 43-метровой высоты посмотреть на северную столицу - полюбоваться фантастической городской панорамой.

Медный всадник

Памятник «Медный всадник» на Сенатской площади – один из самых узнаваемых символов, один из самых главных центров притяжения в туристической карте маршрутов по достопримечательностям Санкт-Петербурга. Монумент основателю города на Неве восхищает и потрясает своим величием, смыслом, воплощением и мистицизмом.

Памятник Медный всадник мог и не увидеть свет, если бы не добрая воля императрицы Екатерины II. Точнее её мудрый и дальновидный расчет.

Для Екатерины II Пётр I был безусловным авторитетом во всём. Она была человеком прогрессивным и с готовностью впитывала всё новое в науке и философии. Эпоха Екатерины Алексеевны вошла в отечественную историю под названием «век просвещенного абсолютизма», а еще как «союз философов и монархов».

Заслуги великой императрицы были оценены еще при жизни. Современники говорили о возведении памятника в ее честь. Эта идея, конечно же, льстила бывшей прусской принцессе, ставшей во главе крупнейшей страны мира. Но она решила увековечить для потомков не себя, а именно Петра, вошедшего в историю как царь-реформатор. Тем самым она намеревалась закрепить в общественном сознании мысль, что её преобразования – это продолжение петровских реформ. В пользу этого решения говорил и календарь: приближался 100-летний юбилей восшествия на трон Петра I, и лучшей даты для реализации этой идеи было не найти.

Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768-1770. Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев.

Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.

Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставили сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. Уникальная операция продолжалась с 15 ноября 1769 года по 25 сентября 1770 года, когда толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.

Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев. Торжественное открытие монумента состоялось только 7 августа 1782 года. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.

Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры (задние ноги коня и извивающийся хвост змеи). На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.

Слава об удивительном памятнике вскоре разнеслась за пределами Петербурга. В глубинке даже возникла собственная версия его появления. Якобы царь Петр как-то придумал себе развлечение: сел на коня и перескакивал на нем с одного берега реки на другой. «Всё Божье и моё!» – воскликнул он перед первым прыжком. Ту же самую фразу он произнес и перед вторым, тоже удачным. В третий раз государь, перепутав слова, сказал: «Всё моё и Божье!» За такую «дерзость» Всевышний покарал его, обратив в камень, и он навечно остался памятником самому себе.

Еще одна легенда – о майоре Батурине. Дело было в Отечественную войну 1812 года, когда наши войска отступали и французы могли захватить столицу. Император Александр I дал указание вывезти ценности из города. Транспортировке подлежал и памятник Медный всадник. Но тут становится известно, что майору Батурину приснился сон, в котором он видит себя на Сенатской площади, рядом с монументом. Петр I якобы съезжает на коне с постамента и направляется к Каменному острову, где находилась резиденция государя. Во время встречи он пожурил Александра: «До чего ты, молодой человек, довел мою Россию. Но пока я на месте, городу моему опасаться нечего!» О необычном сне доложили императору. Эвакуацию отменили, и памятник остался на месте.

Монумент оставался на своем месте не только в Отечественную войну 1812 года, но и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. В страшные дни блокады Ленинграда он был обшит досками и бревнами и уложен вокруг мешками с песком. Наша страна, как известно, устояла в обеих этих войнах...

Петр Великий рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен похожий памятник-всадник Карлу XII, главному противнику Петра в Северной войне, взор которого обращён по направлению к России. Медный всадник в Санкт-Петербурге - главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга - одна из главных составных частей очарования этого города.  За три века в Санкт-Петербурге, по проектам самых известных российских и зарубежных зодчих, было построено множество великолепных дворцов, замков и зданий различных государственных учреждений. Они прославили северную столицу далеко за пределами России.

Архитектура города на Неве уникальна, об этом говорят практически все туристы. Как будто в Северной столице собраны лучшие образцы архитектурных решений со всего света, причём, из разных времён и народов. Среди зданий Петербурга насчитываются представители пятнадцати архитектурных стилей. Основными считаются: петровское и елизаветинское барокко, классицизм (конец 18 в.), ампир (начало 19 в.), эклектизм (середина 19 в.), модерн (начало 20 в.), конструктивизм (20 в.).

О знаменитейших достопримечательностях Санкт-Петербурга можно рассказывать очень и очень долго. Их столько много, что только на их перечисление, могут уйти десятки часов. Мы рассказали вам лишь о некоторых из них. Надеемся, что вы узнали много нового и интересного.

Продолжить изучение истории и архитектуры Санкт-Петербурга вам помогут книги, имеющиеся в Центральной детской библиотеке пос. Никеля.

Вы можете узнать много нового и интересного о

Санкт-Петербурге, прочитав следующие книги:

  1. . Чудес палата : Рассказы о Кунсткамере для школьников / М. Ф. Альбедиль ; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург). - Санкт-Петербург : Дельта, 2000. - 187,[2] с. : ил.
  1. . Васильевский чудо-остров : [для мл. шк. возраста : 6+] / Д. Арсеньева ; худож. Е. Поповская. - Москва : Настя и Никита, 2017. - 19,[5] с. : ил. - (Настя и Никита ; вып. 156).

  1. . Пешком по Невскому : [для мл. шк. возраста : 6+] / Д. Арсеньева ; худож. Е. Поповская. - 3-е изд. - Москва : Настя и Никита, 2017. - 21,[3] с. : цв.ил. - (Настя и Никита ; вып. 101).

  1. . Эрмитаж : С этажа на этаж : [для мл. шк. возраста : 6+] / Д. Арсеньева ; худож. Е. Поповская. - Москва : Фома, 2014. - 23,[1] с. : цв. ил. - (Настя и Никита ; вып. 131).

  1. Любимый Петербург : рассказы: [для ср. шк. возраста] / В. М. Воскобойников. - Санкт-Петербург : Литература, 2011. - 191, [1] с. : ил. - (БРШ: Библиотека российского школьника).

  1. / Н. И. Глинка. – Москва : Дет. лит., 1992. – 370 с., фотоил.

7. Голубев, А. Санкт-Петербург / А. Голубев // Наш Филиппок : журнал. - 2016. - N 5. - С. 18-19.

8. Иванова, Ю. Н. Чижик-Пыжик и хранители Петербурга : [для мл. и ср. шк. возраста] / Юлия Иванова ; ил. Елены Бейсеуовой. - Санкт-Петербург : Антология, 2017. - 37, [2] с. : ил. - (Города и чудеса). 

  1. Летний сад : [для мл. шк. возраста : 6+] / Е. Литвяк ; худож. Е. Поповская. - Москва : Фома, 2014. - 22 с. : цв. ил. - (Настя и Никита ; вып. 123).

  1. Героическая оборона города в 1941-1944 гг. / В. В. Михайлов. – Москва : Политиздат, 1980. – 199 с., ил. – (Города-герои).

  1. Северная столица : [повесть] / Нина Орлова; ил. А.Чаузова. - Москва : Белый город, 2001. - 47,[1] с. : ил. - (История России).

  1. Мосты Петербурга : [для мл. шк. возраста : 6+] / Хельга Патаки ; худож. Е. Поповская. - 4-е изд. - Москва : Настя и Никита, 2016. - 22,[2] с. : ил. - (Настя и Никита ; вып. 106).

  1. Старый Петербург : рассказы из былой жизни столицы / М. И. Пыляев. - Смоленск : Русич, 2004. - 393 с. : ил. - (Библиотека историка).

  1. Шедевры скульптуры Санкт-Петербурга : справочник- путеводитель школьника / Е. П. Романова. - Санкт-Петербург : Литера, 2007. - 95,[1] с. : ил. - (Любимый город).

  1. Петербург : Занимательные вопросы и ответы. - Санкт-Петербург : Паритет, 2000. - 366,[1] с. : ил.

  1. Петербург : История северной столицы / [Л.М. Жукова]. - Москва : Белый город, 2001. - 11 с. : ил. - (Рассказы по истории).

  1. Петербург : Три века архитектуры / Авт., гл. ред. И.С. Храбрый; Дизайн В.П.Наливайко. - Санкт-Петербург : Норинт, 2001. - 60,[4] с.

  1. Петербурга // Наш Филиппок : журнал. - 2014. - N 1. - С. 12-13.

  1. . - Москва : Аванта+. Доп. том : Российские столицы : Москва и Санкт-Петербург. - 2001. - 444,[1] с. : ил.

Желаем Вам увлекательного чтения.

При подготовке памятки были использованы

материалы с сайтов:

  1. 10 фактов об Александровской колонне. - Текст : электронный // Культура.РФ : [сайт]. - 2023. - URL : https://www.culture.ru/materials/192644/10-faktov-ob-aleksandrovskoi-kolonne (дата обращения: 22.03.2023).

  1. Зимний дворец: архитектура, история и интерьеры залов и гостиных. - Текст : электронный // Cамые красивые места мира : [сайт]. - 2023. - URL : https://krasivye-mesta.ru/zimnij-dvorecz-arhitektura-istoriya-i-interery-zalov-i-gostinyh(дата обращения: 20.03.2023).

  1. Исаакиевский собор - самый большой и известный храм Санкт-Петербурга. - Текст : электронный // Путешествие по Санкт-Петербургу: [сайт]. - 2023. - URL : https://trip-spb.ru/isaakievskij-sobor/ (дата обращения: 24.03.2023).

  1. Ленинградский монетный двор (ЛМД). - Текст : электронный // Монетник. Ру : [сайт]. - 2023. - URL : https://www.monetnik.ru/obuchenie/brand/leningradskij-monetnyj-dvor/(дата обращения: 20.03.2023).

  1. Медный всадник. История создания, легенды и тайны памятника Петру I. - Текст : электронный // Livejournal : [сайт]. - 2023. - URL : https://pantv.livejournal.com/279108.html (дата обращения: 27.03.2023).

  1. Наш ответ Ватикану: История и легенды Казанского собора. - Текст : электронный // Культурология.РФ : [сайт]. - 2023. - URL : https://kulturologia.ru/blogs/140118/37440/ (дата обращения: 23.03.2023).

  1. 7.Петропавловская крепость. - Текст : электронный // Прогулки по Петербургу: [сайт]. - 2023. - URL : https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/petrop-kr(дата обращения: 14.03.2023).

  1. Санкт-Петербург. - Текст : электронный // Wikiway : [сайт]. - 2023. - URL : https://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/petropavlovskaya-krepost/(дата обращения: 16.03.2023).

  1. 9.Санкт-Петербург: история, архитектура и культурная ценность города. - Текст : электронный // B : [сайт]. - 2023. - URL : https://bezistorii.ru/vidaiuchiesia-mesta/goroda/sant-petersburg(дата обращения: 27.03.2023).

Фотографии взяты из открытых источников.

Памятку подготовила: С. А. Шмелёва, гл. библиограф ЦДБ

Ответственный за выпуск: Петрова О. С. заместитель директора МБКПУ

«Печенгское МБО» по работе с детьми.